На фоне неудержимого роста продаж и доли рынка китайских марок в первом полугодии 2023 года, российские результаты GAC выглядят не просто скромными, а даже удручающими. Начиная с декабря 2019 года, когда GAC вывел на российский рынок полноразмерный кроссовер GS8, менеджмент так и не смог преодолеть инерцию рынка: пиковым по сбыту остался 2021 год, когда по данным российского представительства, дилеры получили 923 машины. В 2022 году объём отгрузок упал до 437 штук, а в первом полугодии 2023 года составил 435 шт., то есть, по сравнению с прошлым годом рост практически двукратный, если смотреть в среднем по месяцам. Жаль только, что абсолютные показатели пока не впечатляют. Кроме того, «живых» продаж, то есть, экземпляров, вставших на учёт, в первом полугодии оказалось куда меньше отгруженных: 364 единицы. Это худший результат из всех без исключения брендов КНР, официально ведущих бизнес в России.
Слабые продажи GAC до начала украинских событий можно объяснить неразвитой дилерской сетью – если верить официальному сайту компании, сейчас в РФ открыты лишь 24 салона. Что касается стратегии развития российских продаж после 24 февраля 2022 года, вероятно осторожность штаб-квартиры объясняется боязнью вторичных санкций, которую преодолели даже государственные Changan и FAW. Между тем, запуск второго поколения кроссовера GS8 говорит о том, что на российском рынке штаб-квартира GAC ещё не поставила крест. Кстати, машину выпустили в продажу менее чем через месяц после получения Одобрения типа транспортного средства.
Перед тем, как перейти к новинке рынка, скажем несколько слов о ситуации GAC Group в Китае, которая на сегодняшний день представляется вовсе не безоблачной, хотя менеджмент отчитался о некотором росте производства: 1,196 млн машин в первом полугодии 2023 года против 1,151 млн машин в прошлом году. Между тем, эти цифры относятся вовсе не к бренду Trumpchi, который замыкает вторую десятку, и продаёт хуже, чем Dongfeng или SAIC, а вообще ко всей группе, бизнес которой зиждется на совместных предприятиях с зарубежными компаниями. В последнее время эти заводы лихорадит из-за того, что зарубежные партнёры не перестроились под новую конъюнктуру китайского рынка. Так, СП с Mitsubishi приостановило производство на неопределённый срок – по официальной информации из-за падения спроса на модели с традиционной силовой установкой. Завод GAC-Toyota пока ещё работает, но начал сокращать персонал – как заявляет руководство, опять же на фоне падения спроса. Для полноты картины добавим, что, как и все китайские концерны с историей GAC, в своё время завёл отдельный суббренд под электромобили – Aion. И по продажам он уже практически догнал основной, то есть, Trumpchi.
Ну что ж, ситуацию и в России, и в Китае по GAC мы прояснили, комментарий о состоянии дел на нашем рынке в представительстве нам получить не удалось, так что осталось рассказать о новом поколении GAC GS8. Для начала скажем, о весьма авантажной внешности и отметим редкий случай: во втором поколении GS8 перевели из среднеразмерного в полноразмерный класс – колёсная база увеличилась с 2800 мм до 2920 мм. При этом компоновка автомобиля осталась прежней: силовой агрегат расположен спереди поперечно, на задний мост мощность отбирается через гипоидную пару. В декабре 2019 года за базовую версию GS8 с передним приводом просили 1 898 000 рублей – ценник кроссовера второго поколения вырос до 3 499 000 рублей, правда, в России предлагают уже исключительно исполнения 4WD. Кроме того, вместо 6-ступенчатой гидромеханической коробки Aisin TF-83SC предлагается 8-ступенчатая TG-81SC, а вместо 2,0-литрового мотора 4B20M1 в 1991 «кубик» – куда более мощный агрегат 4B201: вместо 190 л.с. он выдаёт уже 231 «лошадь», а вместо 300 Нм — 380 Нм тяги (рабочий объем ДВС не изменился)!
Если прежний GS8 по интерьеру напоминал «американца» середины нулевых годов, то новая модель идёт в ногу с конкурентами, которых в России пока два и те – ближайшие родственники Exeed VX и Jetour X90 Plus. Если Jetour ещё не успел попасть в статистику, то Exeed VX в первом полугодии был отгружен дилерам в количестве 3887 шт., причём со значительным перекосом на второе полугодие. Это означает, что сегмент растёт, и при правильном подходе новый GS8 будет продаваться несоизмеримо лучше предшественника. За сим пожелаем менеджменту GAC удачи с новой моделью, и ждём данных продаж за третий квартал.