16 марта открылся первый российский шоу-рум марки Kaiyi, седан которой – Е5 уже вовсю собирают на калининградском «Автоторе». Мы познакомились с машиной в прошлом месяце на конференции ForAuto-2023, организованной Автостатом, и ещё тогда назвали цену в два миллиона. Как видите, редакция Дрома не ошиблась: Kaiyi E5 в исполнении с 1,5-литровым турбомотором и вариатором, хорошо знакомым нам по моделям Chery, начали предлагать от 1 959 000 рублей. Ближе к маю в Калининград начнут поступать машинокомплекты уже в конфигурациях под наш рынок (планируется даже версия с ручной коробкой), в связи с чем российский офис Kaiyi обещает снизить цену. Правда, произойдёт это только в том случае, если наш «деревянный» не упадёт до отметки в 12–13 рублей к юаню. В этом случае закупочная цена машинокомплектов вырастет. Если продолжится падение рубля к доллару, вырастет и цена доставки, которая увязана на курс рубля к американской валюте.
Кстати говоря, мы поинтересовались у Виталия Рябкина, генерального директора «Каи Рус», какую маржу он оставляет дилерам. Напомним, что продавцы «Москвичей» утверждают, что их прибыль на машине составляет всего 75 тысяч рублей. Виталий сказал, что своим дилерам «Каи» оставляет «существенно больше», а один из наших источников, близких к дистрибьюции автомобилей Kaiyi, сказал, что речь идёт «примерно о 150–180 тысячах». Напомним, что в цену входит и утилизационный сбор, который на машины с двигателем от литра до двух составляет 178 400 рублей.
Чтобы исключить утильсбор из цены хотя бы частично, требуется глубокая локализация, и по седану Е5 она запланирована. Как сообщил нам директор производства Kaiyi Андрей Толстобров, на первом этапе сборка начата в привычном для «Автотора» формате – на основе сваренных и окрашенных кузовов, завезённых из Китая, к которым комплектом идут около трёх тысяч деталей россыпью. Именно так в Калининграде собирали BMW и почти все модели Kia/Hyundai. Вместе с тем Андрей сказал, что уже локализованы некоторые «комплектующие первого порядка», однако отказался их называть. Если речь идёт о шинах, стёклах и аккумуляторах, то они не добавят локализационных баллов.
Андрей сказал, что в конце года «Автотор» вместе с китайскими партнёрами готов к переходу на полный цикл, то есть к сварке и окраске кузовов, по крайней мере, по седану E5, при этом уточнил, что «такая локализация зависит от экономической целесообразности», а проще говоря, от объёмов продаж. Собственно, от китайского партнёра в Калининграде ждут оригинальную оснастку для сварочной линии. Напомним, что Kaiyi E5 уже включен в СПИК «Автотора» (о чём мы опять же писали) и, по всей видимости, необходимость выпуска модели именно со сваркой кузова определяется обязательствами, взятыми на себя «Автотором» ещё до начала событий на Украине. Среди прочего, 90% всех изготавливаемых машин в Калиниграде должны быть собраны по полному циклу.
Кроме того, Андрей Толстобров сказал нам, что для сварки кузова Е5 не будут использованы мощности, введённые в своё время для сварки кузовов Kia и Hyundai – это оборудование останется на предприятии и будет законсервировано.
Сварка кузовов на первой стадии будет проходить из китайской штамповки (по такой схеме работает белорусский «Белджи»), а вот переход на российскую сталь уже будет зависеть от того, как быстро автомобили Kaiyi начнут расходится по покупателям. Первые товарные кузова, по свидетельству Андрея, должны быть сварены в конце 2023 – начале 2024 года. Далее последует локализация штамповки навесных деталей, правда, Андрей не уточнил, из российской стали их будут изготавливать или из китайской.
В разговоре мы коснулись ещё одной проблемы – получения Одобрения типа транспортного средства. Напомним, что Kaiyi E5 начали продавать на основании Заключения о безопасности колёсного транспортного средства. Этот документ выдают на машины, имеющие отступления от Технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств. Что касается Kaiyi E5, проблема заключается в отсутствии модулей «Эры-Глонасс» в нужном качестве и количестве. Андрей Толстобров сказал, что полноценная сертификация седана Е5 возможна уже до конца года.
На открытии первого шоу-рума Kaiyi состоялась публичная премьера субкомпактного кроссовера Х3 и его исполнения Х3 Pro. Вскорости эти машины тоже встанут на конвейер в Калининграде. Со слов Дмитрия Иванова, директора по продажам «Каи Рус», базовая цена Х3 должна составить около 1,8 миллиона рублей, если… да-да, если, конечно, рубль не продолжит падение…