По данным нашей редакции Changan недавно заключил соглашение о сборке нескольких моделей для российского рынка с калининградским предприятием «Автотор» – мы писали об этом во вчерашней заметке про «зелёную линию». По сути, топ-менеджмент Changan принял решение адаптировать бизнес к утверждённым ставкам утилизационного сбора, которые планируется поднимать каждый год 1 января вплоть до 2030 года. Это означает – инвестиции в оборудование, поступления в бюджет калининградской области, дополнительные рабочие места и вообще все положительные моменты, связанные с локализацией, главный из которых – возврат части утильсбора. Таким образом Changan сможет сохранить паритет в нелёгкой борьбе за российского покупателя с Haval, Geely/Belgee и Chery. Кстати, последняя уже начала массовую программу по локализации своих машин на российских производственных площадках.
Впрочем, сегодня у нас речь пойдёт не о российской сборке Сhangan, а об одном из китайских заводов компании в Чунцине – здесь базируется и штаб-квартира Сhangan. Напомним, что когда-то центральный офис и головное предприятие располагались в Шанхае, однако во время японо-китайской войны 1937 – 1938 годов из-за угрозы захвата Шанхая японцами завод пришлось эвакуировать И не зря: японцы в итоге действительно овладели Шанхаем…
Но это – дело прошлого. Сhangan сегодня – это государственный концерн с разветвлённой структурой. Завод, о котором мы сегодня вкратце расскажем и покажем на фото – 34-й по счёту. Он так и называется 34-й завод Сhangan. В него вкачали 1,4 миллиарда долларов США инвестиций, и рассчитан он на выпуск трёх моделей. Одна из них совершенно точно будет в России – это Avatr 07. Вторая модель появится на нашем рынке с весьма высокой вероятностью – это Deepal S05, а вот третья не приедет ни при каких условиях – речь о Nevo Е07. Дело в том, что модели Nevo – это, по сути, перелицованные Чанганы, ориентированные на китайскую молодёжную среду.
Главная черта 34-го завода Чанган в Чунцине – это даже не низкая доля ручного труда и, связанный с ней высокий уровень автоматизации. Средняя зарплата здесь превышает 1000 долларов, а цеховые инженеры зарабатывают и по 1500 долларов. В общем, то время, когда рабочие на автозаводах в Китае получали крохи, а своих инженеров не было вообще, канули в лету… Всего на заводе с семью линиями подсборки и одним главным конвейером трудится 21 инженер и 540 рабочих. Средний возраст сотрудников – 26 лет, по крайней мере, по официальным данным. Всего в цехах сосредоточено 183 поста, более 700 единиц оборудования, из которых 42 устройства оснащены элементами искусственного интеллекта.
Само собой, по цехам в автоматическом режиме перемещается заводской транспорт различного назначения в количестве 430 единиц – в основном он служит для доставки комплектующих к участкам сборки. Автоматические тележки (Automated Guided Vehicles) оснащены технологией распознавания окружающего пространства и при необходимости могут «подменять» друг друга. В целом только этот логистический парк заменяет около 90 рабочих. Эти 430 автоматических тележек общаются между собой и с заводским сервером через сеть 5G, которая покрывает весь завод. Через неё обеспечивается и диагностика, и при необходимости – обновление программного обеспечения. При этом для контроля всего этого парка требуется лишь один оператор.
34-й завод ввели в строй в прошлом году. Он рассчитан на выпуск аж 280 тысяч машин в год. Не много ли для трёх моделей? Обратимся к статистике. Changan уже много лет стабильно входит в десятку брендов китайского рынка, однако в этом году сокращает объёмы, в то время как относительно молодые суббренды, наоборот, набирают вес. Так, с января по апрель 2025 года включительно местные дилелы получили 238 тысяч автомобилей марки Changan, 30,5 тысяч машин Avatr, 70 тысяч экземпляров Deepal и 18,8 тысяч моделей Nevo. При этом Nevo в первые четыре месяца вырос на 31%, Deepal – на 62%, Avatr – аж на 151%, а вот головной бренд Changan упал на 18%, что, впрочем объяснимо – все электрифицированные модели в своё время были выведены в отдельные бренды.
В общем, для нас эти цифры кажутся совершенно непостижимыми, но кто знает, может быть в обозримом будущем российский рынок снова сможет вернуться к годовому объёму в три миллиона новых машин и стать первым рынком Европы. Надеемся, что это – дело недалёкого будущего, и смотрим фотографии: как варят, как паяют, как прикручивают за 1500 долларов в месяц…