Вы когда-нибудь задумывались, почему в сухую погоду при выходе из машины щелкает током? Это не просто случайность. Электрический заряд накапливается на кузове автомобиля и может разрядиться через вас. Статическое электричество сопровождает поездки круглый год, особенно в межсезонье. Большинство водителей воспринимают это как бытовую мелочь, но для производителей шин это серьезный технологический вызов.
Автошины изготавливаются из резиновой смеси, которая сама по себе является диэлектриком. Колеса не проводят электричество, а значит, накопление заряда на кузове машины было бы неизбежным, если бы не конструктивные решения. Чтобы разряд уходил в землю, в протектор добавляют антистатические элементы. Это может быть специальная вставка в одном из блоков протектора, проводящий компонент в смеси или углеродная добавка. На практике элемент выглядит как тонкая темная полоса на беговой дорожке колеса или как едва заметный участок в рисунке. Некоторые модели автошин LingLong, например, уже применяют подобную технологию даже в бюджетной линейке.
Антистатическая функция особенно актуальна для авто с пластиковыми деталями подвески и полимерными кузовными элементами. У подобных машин ток от кузова уходит хуже. Это касается и электромобилей, где электропроводящий контакт с землей становится частью системы пассивной безопасности. Производители шин не афишируют, какие именно элементы используются, но тесты показывают, что в большинстве моделей антистатическая дорожка работает до 80 тысяч километров пробега.
Исследования компании TÜV SÜD зафиксировали, что на сухом асфальте накопление заряда происходит быстрее, чем на мокрой дороге. Разряд через тело водителя может достигать 20 киловольт, что неприятно, но не опасно. Зато если в авто присутствует пар в салоне или испарения топлива, искра может стать реальной угрозой. Здесь резина работает на упреждение.
В крупных городах, по тику Курска, где погода часто переменчива, особенно осенью и весной, проблема накопления статики становится заметнее. Высокая влажность перемешивается с пылью, а в сухие дни усиливается контакт шины с дорогой. Добавив к этому интенсивную эксплуатацию городского транспорта и резкие температурные колебания, становится ясно, что решения играют не декоративную роль.
По наблюдениям специалистов интернет-магазина Autoshini.Ru в Курске, подробнее https://autoshini.ru/kursk, подобная защита особенно актуальна для резины, используемой в городских условиях.
Интересно, что один из патентов Michelin в области антистатической защиты датируется еще 1987 годом. Тогда резина с проводящей дорожкой рассматривалась как решение для военной техники. Сейчас технология постепенно внедряется в гражданский сектор. На рынке появляются автошины с комбинированным кордом, который сам по себе частично проводит ток. Это позволяет равномерно распределять заряд по всей площади колеса и снижать пиковое напряжение на одной точке.
Некоторые производители, включая премиальные бренды, указывают антистатические свойства в технической документации. В то же время в бюджетном сегменте, включая китайские бренды, таких упоминаний почти нет.
В последних новинках LingLong, детальнее https://autoshini.ru/shop/shiny-ling-long, есть модели с заявленной проводимостью через один из протекторных элементов. Это говорит о том, что производитель выходит на новый уровень технологического контроля и начинает учитывать факторы, ранее свойственные только более дорогим маркам.
На практике антистатические свойства шин становятся особенно важны при дальних поездках. При постоянном трении и высокой температуре в колесах, возрастает вероятность образования заряда. Клиенты редко обращают внимание на подобные мелочи, но водители с опытом знают, насколько комфортнее становится эксплуатация авто с резиной, где такие элементы действительно работают.
Интересен и еще один момент. Автомобили с бескамерными колесами, особенно с герметичным слоем на основе синтетических полимеров, хуже проводят ток, чем классические конструкции. Это дополнительно повышает значение антистатических дорожек в резине. Производители вынуждены адаптировать составы и рецептуры, добавляя графит или другие токопроводящие материалы в минимальных количествах, чтобы не ухудшать износостойкость.
Рынок постепенно движется в сторону функциональности. Если раньше антистатические свойства рассматривались как побочный эффект углеродной сажи в составе резины, то теперь они становятся целевой функцией. Инженеры тестируют новые формы добавок, которые не только решают вопрос накопления заряда, но и увеличивают сцепление с дорогой. Учитывая климат и эксплуатационные особенности городов вроде Курска, подобные технологии уже не кажутся избыточными.
Вопрос только один, как быстро автолюбители начнут интересоваться подобными характеристиками при выборе комплекта шин. Или они по-прежнему будут смотреть только на глубину протектора?