В то время как производственные перспективы главной тольяттинской надежды – Лады Искры – продолжают оставаться туманными, а Lada Vesta показывает нестабильный сбыт, в сегменте седанов и лифтбеков по-прежнему лидирует неувядающая Granta. В III квартале дилеры распродали 19 207 трёхобъёмных Lada Granta, что на 13% выше, чем во II квартале. А вот Веста в кузове седан чуть упала: если с апреля по июнь она нашла 10 769 покупателей, то с июля по сентябрь – 10 681. Другой седан Автоваза – Aura, наоборот пошла в гору: дилеры реализовали 497 машин против 329 кварталом ранее.
Теперь давайте посмотрим, как чувствуют себя другие модели. Практически иссякли складские запасы Solaris HS (бывший Hyundai Solaris): продано только 398 машин, то есть в два раза меньше, чем с апреля по июнь. Эта машина уходит с рынка, больше её не будет. А вот бывший Kia Rio как раз на пике продаж: реализовано 2787 машин против 1957 кварталом ранее – всё это образцы 2025 года выпуска. Один из лидеров II квартала среди «иностранцев» – Chery Arrizo 8 – начала ожидаемо сдуваться: 2077 машин против 2324. При этом в 2025 году были произведены 1589 машин из проданных. Во II квартале эта цифра была в два раза меньше. В который раз отмечаем хорошую работу представительства Chery с корпоративными клиентами: 60% сбыта приходится на таксопарки и сервисы каршеринга. Отметим, что Arrizo 8 – это единственная из всех моделей марки, которая пока не получила прописки ни на одной из российских площадок, и которую не переименовали в Tenet. Стало быть, не исключён вариант, при котором в 2026 году поставки этой модели из Китая прекратятся.
Главный конкурент Arrizo 8 – Geely Preface продолжает падать: 1233 машины с июля по сентябрь против 1326 кварталом ранее. Здесь ситуация ясна: поставок из Китая по этому седану больше нет: в III квартале продано только 10 образцов выпуска 2025 года. Судя по всему, Preface готовят к сборке на НАЗе – напомним, что сейчас, если упрощённо, так называется ГАЗ. Сохранит ли Preface своё исконное имя или действительно превратится в «Волгу» – скоро увидим. А вот Geely Emgrand уже имя сменил: теперь он приходит на российский рынок как Belgee S50 и не из Китая, и а из Белоруссии, с завода в Жодино. В статистику по III кварталу попали уже 37 машин белорусской сборки 2025 года. Правда, на складах ещё много китайских Geely Emgrand 2023 и 2024 годов выпуска: продано 1595 машин против 1066 кварталом ранее.
Changan тоже готовится к российской сборке, но первыми локализованными моделями станут кроссоверы, а что будет с седанами, пока не ясно. Как мы и прогнозировали, сбыт Eado практически полностью прекратился: реализовано 373 шт. 2023 и 2024 годов. Уйдёт ли эта машина с рынка, не известно, но наши конфиденты говорят, что представители Минпромторга кулуарно не рекомендуют начинать российскую сборку прямых конкурентов Лады. Завозить же из Китая эти машины невыгодно даже с учётом нынешнего уровня утильсбора. Похожая картина у Alsvin: 289 проданных экземпляров, часть из которых завезена ещё в 2023 году. Ровно ту же историю наблюдаем и со сбытом более крупного Lamore: поставок из КНР в этом году нет, продано 380 шт. против 243 кварталом ранее. Прибавка объясняется как общим оживлением рынка, так и скидками на машины прошлых лет. Чуть лучше расходится лифтбек Changan UNI-V – 782 машины против 709 кварталом ранее, однако и по нему поставок в этом году почти не было – только 18 машин 2025 года выпуска попали в статистику с июля по сентябрь.
Из 254 проданных во III квартале «Москвичей-6» только 147 были собраны в этом году. Машину продолжают выпускать из комплектов, производственных перспектив у неё нет, особенно в свете грядущего сотрудничества МАЗ «Москвич» с SAIC. В Казахстане наш «Москвич-6» продаётся как J7 Plus, при этом на российском рынке ещё остались экземпляры обычного J7: с июля по сентябрь продано 302 образца, из которых только 20 изготовлены в 2024 году, остальное – это импорт 2023 года. Судя по всему, после истощения складов, в своём нынешнем виде J7 в России представлен не будет, если только после прекращения выпуска «Москвича-6» российское представительство снова не вернётся к этой модели.
Из 450 проданных с июля по сентябрь BAIC U5 Plus, только 165 были выпущены в этом году и это притом, что скидки на машину этим летом были огромными: живая цена опускалась до 1,3–1,4 млн рублей. Kaiyi E5 нашла и того меньше покупателей – только 261 и опять же при огромных скидках. Как ни странно, в этом году эту модель тоже собирали: с июля по сентябрь на учёт встали 29 образцов 2025 года выпуска. FAW Bestune B70 нашёл всего-то 138 покупателей, поставок 2025 года нет.
Один из самых популярных иномарочных седанов Omoda S5 в III квартале практически не вырос: 1469 машин против 1408 с апреля по июнь и ни одного образца 2025 года выпуска. Во время нашего летнего объезда дилеров мы обнаружили, что в этом году к нам из Китая поставляют Омоды ещё прошлого года выпуска, то есть распродают склады российских спецификаций, накопленные в Китае. Российская судьба Omoda S5 опять же пока не решена.
Dongfeng Shine Max зашёл на наш рынок неожиданно и, судя по всему, также неожиданно с него уйдёт: 178 машин с июля по сентябрь и отсутствие образцов 2025 года выпуска однозначно говорят о том, что при текущих маркетинговых активностях и нынешнем ценообразовании невозможно кардинально увеличить спрос. Кстати, в Livan учли неудачный опыт и предложили на свои модели хорошие цены. Результат не заставил себя ждать: мощный седан S6 Pro с июля по сентябрь разошёлся тиражом аж 897 машин! Правда и здесь образцов 2025 года мы не обнаруживаем, а значит даже хорошие цифры не позволяют с уверенностью смотреть в будущее. Импортный Jetta VA3, так и не стал заменителем калужского VW Polo: только 15 проданных экземпляра 2023 года выпуска. Проще говоря, этой модели в её нынешнем виде на российском рынке уже не существует.
1027 покупателей нашёл среднеразмерный седан Hongqi H5, показав троекратный рост относительно II квартала. По данным сотрудников бренда результат достигнут за счёт «сезонных цен», а проще говоря, за счёт предоставления прямых скидок. Впрочем далеко не все бренды могут позволить себе скидки: в массе своей седаны и лифтбеки на нашем рынке в III квартале 2025 года либо выросли существенно ниже рынка, либо вообще потеряли покупателей. Несколько моделей находится в подвешенном состоянии: их не выгодно ни импортировать, ни даже собирать отвёрткой на российских площадках. Это значит, что в ближайшее время мы увидим сокращение ассортимента.