По меньшей мере полгода мы не обращались к теме Aurus: российская люксовая марка, так и не вышедшая на производственные объемы, выпала из фокуса массового читателя. Между тем, по нашим данным, в ближайшее время по этому проекту может быть официально объявлен один интересный информационный повод — как раз по производственной линии, а значит, самое время «обновить статус» и подвести итоги первого полугодия 2025-го.
Напомним, что по итогам 2024 года марка установила рекорд: в среднем в месяц продавалось по 9,5 машины. Казалось, что дальше будет только уверенный рост, и начало года действительно задалось, но затем наступил провал. Перечислим продажи Аурусов по месяцам, чтобы картина была нагляднее: в январе своих покупателей нашли 39 машин — это стало рекордом за всю историю бренда, в феврале было реализовано 20 Аурусов, в марте — 29, в апреле — 25, в мае — уже только 8, а в июне — всего 5. Таким образом, с января по июнь своих покупателей нашли 126 представительских автомобилей. Если смотреть по полугодиям, это рекорд, однако тенденция мая-июня не может не тревожить. Не собираются ли менеджеры вывести марку в нынешнем ее виде из поля коммерческих продаж, оставив только сборку в НАМИ, где в основном изготавливают образцы в специсполнении, а площадку в «Алабуге» (ООО «Аурус»), где планировалось одних только Комендантов выпускать по пять тысяч штук, перепрофилировать?
Судя по всему, речь о закрытии проекта пока не идет: мы основываемся не только на имеющейся у нас информации, но и на перетряске списка учредителей ООО «Аурус», случившейся в последние несколько месяцев, а равно на резком увеличении уставного капитала компании. По данным сайтов проверки контрагентов, в феврале 2025 года эквивалент уставного капитала ООО «Аурус» вырос со скромных 31 250 рублей до 7,46 млрд рублей, а в марте — уже до 17,6 млрд рублей! Что это — закупка нового оборудования? Если да, то для выпуска каких автомобилей?.. Напомним, что гендиректор ООО «Аурус» Андрей Панков руководит еще и «Аурус Моторс», и «Шушары-Авто», которая входит в периметр НАМИ.
Однако вернемся к продажам. В наличии на складах остаются еще машины, изготовленные в 2023 году. Таких на отрезке с января по июнь было куплено целых 18. В основном они выпущены НАМИ, но обнаружился и один экземпляр из «Алабуги». Понятно, что большая часть их — лимузины, но и Коменданты тоже есть — в количестве семи штук. Что касается машин 2025 года выпуска, таких в статистику по первому полугодию попало 55 штук: 7 Комендантов и 48 лимузинов. Всего с января по июнь своих покупателей нашли 18 Комендантов и 108 Сенатов.
По традиции основной объем сбыта пришелся на юридических лиц: лишь трое «физиков» решили купить Комендант, и еще двое — «Сенат». Однако какие организации приобретают люксовые отечественные лимузины? Само собой, самым громким покупателем Ауруса в первом полугодии стало ООО «Филипп Киркоров Продакшн»: гараж компании пополнился одним Сенатом. Интересно, что в 2022 году фирма выбралась из убытков предыдущих лет, и в 2024-м ее прибыль достигла 147 млн рублей. Аурус стал достойной наградой за усердный труд!
По обыкновению, самым крупным покупателем Аурусов остается Управление делами президента РФ: его структурное подразделение «Автобаза № 2» закупило 12 машин (все — Сенаты), другое подразделение «Автотранспортный комбинат “Россия”» — 25 Сенатов, и еще одно «Автотранспортный комбинат» — целых 33 Сената. Второй по объему закупок стала Федеральная служба охраны: ее гараж пополнился 5 Комендантами и 17 Сенатами.
Не жалеет денег на покупку Аурусов и «Газпром»: восемь Сенатов и один Комендант.
Один Комендант и один Сенат выкупило акционерное общество с замысловатым названием «Мурмансельдь 2» из Мурманска: фирма занимается переработкой рыбы и консервированием морепродуктов. В прошлом году ее чистая прибыль перевалила за миллиард, так что грех не поездить на машинах «как у Путина».
Все прочие юрлица — покупатели Аурусов приобрели в первом полугодии не более одной машины. Перечислим некоторые из них, опустив лизинговые компании. Автономная некоммерческая организация «Московская дирекция транспортного обслуживания» явно живет не по средствам, ибо приобретенный Комендант съел изрядную часть прибыли за 2024 год — она составила всего-то 51 миллион рублей. Более ста миллионов заработал дальневосточный «Автовосток-2», который занимается перевозкой грузов, однако менеджмент посчитал нужным закупить Комендант. Московская фирма «Знак», более чем наполовину принадлежащая немецкой «Й. Х. Тенньес», не заработала в прошлом году и двухсот миллионов рублей, однако ее руководитель решил приобрести Сенат. Фирма изготавливает изделия из недрагоценных металлов, бумаги и картона, а также занимается полиграфией, при этом среди ее заказчиков числятся крупные госструктуры и даже МВД. Рекламное агентство «Маер Групп», заключившее только в июне 2025 года контракт с Росмолодежью на 20 миллионов рублей на «Оказание услуг по информационно-рекламному сопровождению мероприятий, приуроченных ко Дню молодежи» и заработавшее в прошлом году полмиллиарда рублей, приобрело один Сенат. А вот доходы логистической «Ран-Транс» из Санкт-Петербурга в прошлом году едва превысили 20 миллионов рублей, однако на один Сенат фирма наскребла… Новорожденная фирма «Тайерс Холл» была зарегистрирована вот только в конце января 2025-го, а в июне — бац! — поставила на учет Сенат, причем 2025 года выпуска. Другая фирма — «Уралторг» образовалась еще в 2007-м. Она торгует металлообрабатывающими станками, правда, без особенного успеха: прибыль в прошлом году составила скромные 32 миллиона рублей — видимо, все заработанные средства и пустили на Комендант.
Не остался в стороне и КАМАЗ, который в этом году вошел в состав учредителей ООО «Аурус»: производитель грузовиков тоже купил один Сенат, хотя дела у него идут тяжело — в первом квартале убыток КАМАЗа по РСБУ составил 12,46 миллиарда рублей. Но на один Комендант, правда, 2024 года выпуска, деньги нашлись… В общем, мы и впредь будем следить за событиями вокруг российского проекта Aurus. Надеемся, что резкое увеличение уставного капитала пойдет ему на пользу и топ-менеджмент сумеет преодолеть провал сбыта, случившийся в конце первого полугодия.