Несмотря на «спящее» состояние представительства Toyota, на промежутке с апреля по июнь эта японская марка совершенно сенсационно прибавила в продажах на российском рынке и обогнала Tank. Подробно мы писали об этой коллизии в нашем отчёте по рынку за II квартал. Напомним, что во II квартале дилеры реализовали 3961 Танк. Самым популярным стал Tank 300 (1954 шт.), за ним идёт Tank 500 (1266 шт.), далее – Tank 400 (472 шт.) и замыкает «ударную группу» модель с индексом 700 (269 шт.). При этом в гаражи юридических лиц отправилось около половины от проданного – 1465 шт.
Тойота за тот же период разошлась тиражом в 4892 машины, из которых 584 востребовали юридические лица. Мы видим, что японская марка совершила рывок именно за счёт частников. Любовь в нашем народе к Тойоте столь велика, что люди закрывают глаза на её китайское происхождение. Camry и Highlander завозят к нам сегодня вовсе не из Японии, а с завода GAC-Toyota в Китае, а Короллы и Land Criuser – с совместного предприятия FAW-Toyota. Впрочем, внедорожники японской марки всегда были популярны и у юрлиц – и не только у лизинговых компаний, за которыми легко спрятаться истинному владельцу, но и у газовиков и нефтяников, а равно – в государственных структурах. Покупают наши госслужащие Тойоты и сегодня.
В нашей недавней заметке о покупателях Аурусов мы писали, что автономная некоммерческая организация «Московская дирекция транспортного обслуживания», заработавшая в прошлом году 51 миллион рублей, приобрела Комендант. Эта машина не стала единственной: рядом с ней в гараж встал Land Cruiser 300. У компании «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» с прибылями всё в порядке: «распределение воды для питьевых и промышленных нужд» в большом регионе приносит стабильные доходы, так что лишний Land Cruiser 300 в гараже не помешает. Ещё одну «трёхсотку» приобрело Государственное бюджетное учреждение «Управление материального обеспечения», базирующееся в Казани. По примеру коллег обзавелись «крузаком» и в другом бюжетном учреждении Татарстана – Хозяйственном управлении при Кабинете Министров Республики Татарстан. Ещё по одной «трёхсотке» поставили на учёт Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного Управления Министерства внутренних дел РФ по Краснодарскому краю и Войсковая часть № 44710, расквартированная в Москве и приписанная к Федеральной службе охраны. Эта в/ч, судя по списку видов деятельности, выполняет как строительные работы, так и работы, связанные с обслуживанием и эксплуатацией автотранспорта.
Собственно, в/ч 44710 обычно приобретает автомобили в большом количестве, в том числе и китайских марок. Так, в I полугодии 2025 года одних только Chery Arrizo 8 было куплено три штуки, столько же – GAC M8, ещё три Haval H9 и целых семь Exeed VX. Между тем особое внимание здесь всегда уделяли покупке внедорожников марки Tank. С января по май гараж части пополнился двумя Tank 300 и шестью Tank 500. Интересно, что в 2024 году в/ч 44710 приобрела 14 Танков и 112 машин в целом. Были среди них и Тойоты: 28 Камри и два «трёхсотых крузака».
В целом среди покупателей Танков – тьма тьмущая и государственных и окологосударственных компаний: одни только различные подразделения Газпрома (в основном лизинговое) приобрели в I полугодии 2025 года 606 Танков. Упомянутое выше Хозяйственное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан обошлось пятью Tank 500, ещё один поступил в Ютазинский районный совет Республики Татарстан. Комбинат «Каменский» по производству пищевого спирта и прочей «химии» востребовал аж три Танка. Несколько бюджетных учреждений приобрели по одному Танку. Среди прочих: Пермский пороховой завод, Завод им. Я. М. Свердлова (производство взрывчатых веществ), Алексинский химический комбинат (тоже взрывчатые вещества), Национальный центр безопасности рыбной и сельскохозяйственной продукции, Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, Казанский государственный аграрный университет, Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу, Автономная некоммерческая организация «Карачаево-Черкессия Туризм». Не отстают и силовики. Так, различные подразделения Федеральной службы безопасности востребовали с января по июнь восемь Танков: пограничные управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти, а равно – по Республике Тыва, Управления ФСБ по Хакассии, Томской и Тамбовской областям, Краснодарскому краю. Милиция ответила только пятью Танками, четыре из которых приобрёл Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Московской области. Ещё пару Танков поставили в свои гаражи Управления ФСИН по Нижегородской и Запорожской области.
Короче говоря, в который раз мы видим, что госпредприятия отряжают солидные средства на покупку не просто иномарок, а очень дорогих иномарок. При этом в силу сложившейся обстановки даже за купленные Тойоты деньги всё равно отправляются в Поднебесную, автопром которой Российская Федерация не устаёт спонсировать. Возникает законный вопрос. Если нашими госструктурами так востребованы внедорожники, почему они не покупают УАЗы и Нивы? И почему НАМИ грохнул не один десяток миллиардов бюджетных средств в коммерчески несостоятельный проект по выпуску Аурусов, которые никому не нужны, а не в постановку на производство в той же «Алабуге» комфортабельного внедорожника класса Land Cruiser?.. Может быть, пока ещё не поздно, купить лицензию на Land Cruiser 100, начать сборку машины в Тольятти вместо Азимута?..