Всего за девять месяцев 2023 года на российский учтёт встали 8752 электромобиля. При этом набор покупателей шёл от квартала к кварталу: с января по март было продано 1620 «зелёных» машин, с апреля по июнь – 2795, а с июля по сентябрь – 4337. Таким образом, констатируем, что популярность электромобилей в нашей стране растёт, однако их доля в общем объёме пока остаётся несущественной – чуть более одного процента. В третьем квартале от месяца к месяцу «электрички» опять же набирали: в июле – 1106 шт., в августе – 1474 шт., в сентябре – 1757 шт.
О скромных продажах «Москвича-3е» мы рассказали в отдельной заметке, поэтому лишь повторим, что московский завод продал в третьем квартале 154 «зелёных» образца и это далеко не лучший результат по рынку. Давайте посмотрим, какой расклад сложился между лидерами электрического сегмента. На первом месте по итогам третьего квартала остался Volkswagen – как в зачёте брендов, так и в зачёте моделей. Всего на учёт встало 584 электромобилей бренда, при этом лидерство сохранил за собой ID.4, на который приходится львиная доля сбыта в 381 шт. За ним идёт большой ID.6 (188 шт.), далее ID.3 – 13 шт. и ID.5 – 2.
Дилеры отечественного Эволюта, под которым скрываются собранные отвёрточным методом «электрички» Dongfeng, с июля по сентябрь реализовали 547 машин, из которых 92 образца были собраны ещё в прошлом году. То есть, констатируем, что к началу четвёртого квартала прошлогодние стоки ещё не реализованы, что явно свидетельствует о проблемах со сбытом. В статистику попали только маленький кроссовер i-Joy и седан i-Pro, а вот компактный кроссовер i-Sky, доступный для предзаказа ещё с июля, пока официально не нашёл ни одного покупателя в третьем квартале. То ли живые отгрузки ещё не начались, то ли машина за 4,6 миллиона мало кого привлекает. Можно, конечно, скостить 625 тысяч за счёт господдержки, но для этого придётся взять кредит, а там – сами знаете страховка жизни на триста тысяч и так далее…
Из общего количества проданных в третьем квартале «Эволютов» 327 пришлись на седаны i-Pro. По ним доля корпоративных покупателей традиционно высока и составляет более половины, а точнее, 53%. Маленький кроссовер I-Joy покупают в основном частники – 177 контрактов из 220. Короче говоря, для завода, пускай и собирающего машины путём прикручивания колёс и установки крупных агрегатов, продажи очень низкие. Совершенно очевидно, что в таком виде выпуск китайских автомобилей на «Моторинвесте» не имеет под собой экономической основы, какими промышленными субсидиями не заливай бухгалтерию завода.
Всего за девять месяцев Evolute продал 1410 образцов, из которых 654 были выпущены ещё в прошлом году, и на отчётном периоде трёх кварталов так и не смог опередить VW. Перечисленные немецкие модели серии ID разошлись тиражом в 1499 машин, прочие «розеточные» версии VW дали ещё 4 штуки. Мы в который раз отмечаем, что официальный телеграмм-канал марки Evolute даёт недостоверную информацию, ибо в посте от 5 октября указано, что «Evolute стал электромобильным брендом № 1 в России по итогам трёх кварталов». Вполне может быть, по итогам года «Эволют» и станет первым, но пока не получается. Судя по всему, пресс-служба оперирует данным по постановкам на учёт только автомобилей 2023 и 2022 года выпуска, поскольку сборка на «Моторинвесте» началась в прошлом году. Мы же традиционно рассматриваем постановки на учёт новых машин выпуска последних трёх лет.
Обращает на себя внимание резкий рывок «краснознамённого» китайского бренда Hongqi, а конкретно его флагмана Hongqi E-HS9, который в третьем квартале разошёлся тиражом в 268 машин. Хотя по количеству проданных образцов он замкнул тройку после VW ID.4 (381 шт.) и Evolute i-Pro (327 шт.), по заработанным деньгам его смело можно признать лидером, ибо маржа с одного E-HS9 такая, что за неё, видимо, можно купить седан Эволют целиком. Будем и дальше наблюдать за Hongqi E-HS9, один из образцов которого во втором квартале приобрёл Московский патриархат.
В рамках заметки нам осталось ответить на два вопроса. Первый – куда делать Tesla? Она ещё занимает место среди лидеров. Всего в третьем квартале продано 374 шт.: Model 3 – 75шт., Model S – 22 шт., Model X – 45 шт., Model Y – 232 шт. Второй вопрос – о Skywell, который с размахом открыли в прошлом году. С июля по сентябрь реализовано 93 образца электрического кроссовера ET5, из которых 57 приобрели физлица. Всего с января по сентябрь реализовано 195 этих электрических китайцев, и мы можем смело констатировать, что проект не состоялся и для его оживления нужны радикальные перемены. Напомним, что в этом году менеджмент планировал реализовать около четырёх тысяч машин…