Во вторник вечером в Москве прошла презентация двух новинок бренда FAW Bestune — рестайлингового лифтбека B70 и компактного кроссовера Т90, который в России фактически идет на смену Т77. Перед тем как дать подробности по состоянию дел на нашем рынке, посмотрим, как продаются эти машины в Китае, для чего вооружимся данными по дилерским отгрузкам с января по октябрь 2024 года.
Итак, бренд Bestune в целом с результатом 95,7 тысячи машин занимает 38-е место. Лучше него продаются электрические Nio (165,1 тысячи) и Zeekr (167,9 тысячи), внедорожный Tank (149,1 тысячи) и другие. «Паровозиком» продаж Bestune остается неизвестная в России крохотная «электричка» Xiaoma: если смотреть результат за 10 месяцев года, на нее приходится треть сбыта, а если только октябрь — то 12,6 тысячи из 16,8 тысячи! А что же «российские» модели? Оказывается, лифтбек B70 дает еще треть продаж по десяти месяцам, а кроссовер T90, который появился в Китае только в прошлом году, пока хода не набрал: только 8,3 тысячи с января по октябрь.
Теперь к делам российским. В первые три квартала на учет в ГАИ встал 2151 лифтбек Bestune B70, из них только одна машина — 2024 года выпуска (вполне может быть, как раз рестайлинговая). При этом в третьем квартале ежемесячный сбыт начал сокращаться и в сентябре составил всего 53 машины. По структуре продаж нам дал пояснения директор марки по маркетингу Артем Дербенев. Артем подтвердил наши соображения на тот счет, что к началу осени фактически возник дефицит лифтбеков. Рестайлинговые машины, которые живьем показывали еще весной, до дилеров не доехали, а склады уже начали истощаться. Основная причина здесь — в задержке с сертификацией. Дело в том, что дорестайлинговый B70 ввозили не по ОТТС, а с использованием различных схем, в том числе и по параллельному импорту — до 3 октября 2023 года. Именно этим и объясняется отсутствие в статистике продаж этого года машин 2024 года выпуска. В общем, начали оформлять ОТТС, не рассчитали и потеряли несколько месяцев.
Еще один интересный момент, связанный с продажами: на физических лиц, то есть обычных покупателей, приходятся только 42% сбыта Bestune B70, остальные машины продавались в такси. Артем подтвердил, что это было частью стратегии. С одной стороны, штаб-квартире можно было показать потенциал модели, не уходя при этом в минус, с другой — продажи «физикам» ограничивались отсутствием русификации: понятно, что рядовому пользователю это вряд ли понравится, а вот таксисту, по большому счету, все равно, на чем ездить. С рестайлингом эта проблема на В70 ушла, и теперь продажи будут выстраиваться с упором на физических лиц.
Рестайлинговый B70 должен появиться у российских дилеров со дня на день — и тут интересный момент: как рассказал нам Артем, новые машины завезены и растаможены до 1 октября 2024 года, в их цене уже заложен утилизационный сбор 556 200 рублей. Теперь посмотрите на заголовок нашей заметки, куда мы вынесли цены на базовые версии, причем уже со скидками за трейд-ин и кредит в размере 350 тысяч рублей, которые тоже обеспечивает представительство, а не дилер: В70 с мотором 1,5 литра и автоматом DCT в базовой комплектации Enjoyment обойдется в 2 149 990 рублей, а 2,0-литровая версия с гидромеханической коробкой Aisin в базовой для нее комплектации Prestige — в 2 349 990 рублей. Вдумаемся в эти цифры. В них заложены не только 556 200 рублей утильсбора, но и цена доставки, и маркетинговые траты — еще около 400 тысяч минимум, бонусы дилерам (например, компенсация части рекламы) и маржа дилера, отгрузочная цена машины и, вероятно, проценты оплаты привлеченных средств. И при всем при этом представительство остается в прибыли. Возникает вопрос, который мы ставили неоднократно и неоднократно отвечали на него отрицательно: сможет ли Минпромторг победить «китайцев» на российском рынке за счет повышения «утиля»? Нет. Более того, директор FAW Bestune по маркетингу Артем Дербенев не исключает, что после 1 января 2025 года, на которое намечено очередное повышение утильсбора, не только могут не повыситься цены на лифтбек В70, который должны успеть завезти до Нового года в количестве нескольких сотен штук, но и на кроссовер Т90, поставки которого планируются как в конце декабря, так и в начале января, то есть уже по новому «утилю»…
Нам остается добавить, что и лифтбек В70, и кроссовер Т90 базируются на одной платформе FMA и оснащаются одними и теми же силовыми агрегатами. Как мы сказали, фактически Т90 идет на смену Т77, при этом будет и комфортнее предшественника (колесная база у Т90 на семь сантиметров больше), и динамичнее: на Т77 не ставят 2,0-литровый двигатель.
FAW Bestune Т90 с 1,5-литровым мотором и DCT в комплектации Luxury обойдется в 2 429 990 рублей, а с 2,0-литровым мотором и гидромеханической автоматической коробкой в комплектации Noble — в 3 210 990 рублей. Эти цены, напомним, со скидкой 350 000 рублей за кредит и трейд-ин.