Российская пшеница после срыва черноморской инициативы подорожала до 240 долларов за тонну. Блокирование украинских портов может спровоцировать дальнейший рост цен. Но рекордный урожай и запасы позволяют Москве увеличить экспорт и гуманитарную помощь беднейшим странам. Киев тем временем ищет обходные пути. О ситуации на рынке зерна — в материале РИА Новости.
Терпение лопнуло
Россия воспринимала зерновую сделку как гуманитарную миссию и неоднократно продлевала, несмотря на то, что Запад не выполнял взятые на себя обязательства. Обещанное беднейшим странам зерно направляли в Европу, Африке же доставалось меньше трех процентов, отмечал Владимир Путин.
Мировой рынок бурно отреагировал на ракетные удары по целям в портах на Дунае и в Одессе. По данным аналитического центра «Русагротранс», российская пшеница прибавила 12,5 доллара за тонну, американская — 12, французская — 19. Эксперты считают, что отечественный экспорт в июле может побить рекорд в четыре миллиона тонн. Подросли тарифы и на внутреннюю отгрузку, правда, в основном для глубоководных портов.
Отраслевые аналитики считают все это эмоциональной реакцией. «Морские пути для Украины практически отрезаны, значит, перевозка будет обходиться Киеву значительно дороже, что не позволит искусственно понижать цены, — говорит президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. — Однако оснований для системного подорожания нет». Урожай хороший, и производство превышает потребление. Тем не менее прекращение демпинга в Черноморском бассейне удержит рынок от падения. «Зерно подешевеет, но не сильно», — уточняет эксперт.
В Международном валютном фонде все же предсказывают подорожание на десять-пятнадцать процентов.
По мнению финансового аналитика Михаила Беляева, пшеничный бум — только начало. Присоединятся и другие культуры. «Основа украинского экспорта — кукуруза, десять-пятнадцать процентов мирового рынка. Этого вполне достаточно, чтобы цена увеличилась минимум на десять процентов. Более вероятно — 20-25 процентов», — рассуждает он.
В то же время Злочевский указывает, что производственные мощности США, Аргентины и Бразилии в разы превосходят украинские и эти игроки без проблем заместят выпавшие 20 миллионов тонн кукурузы.
Волновой эффект
Постпред Эритреи при ООН София Тесфамариам заявила, что зерновая сделка не решала проблему голода, а была всего лишь «хорошим способом обвинять русских, пользуясь африканцами».
Со своей стороны, Владимир Путин заверил, что Москва готова бесплатно давать зерно беднейшим государствам.
«Конечно, речь идет не обо всех поставках в Африку (а туда уходит 20-30 процентов экспорта), — говорит Злочевский. — Но заместить всю гуманитарную помощь международных организаций Россия способна». Это можно сделать двумя способами: государство либо выкупит нужное количество зерна у производителей, либо позаимствует у интервенционного фонда. «Там три миллиона тонн, а прежние дотации не превышали полмиллиона», — уточняет эксперт.
На саммите Россия — Африка президент сообщил, что уже в ближайшие три-четыре месяца Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, ЦАР и Эритрея получат по 25-50 тысяч тонн зерна.
«Но сложность не только в маршруте. Африканская транспортная сеть очень слаба, потребуется много точек входа груза на континент», — добавляет Беляев.
Кто поможет
Тем временем Украина ищет альтернативные маршруты. Аграрный сектор там — одна из немногих отраслей, которые продолжают действовать и отчислять средства в бюджет. «Это около 80 миллиардов долларов, и 40-50 давало зерно», — поясняет Беляев. Лишиться чуть ли не последней статьи доходов очень болезненно как для киевского режима, так и для его западных покровителей. Кормить 30 миллионов человек даже богатым европейцам не по карману.
«Мы работаем с нашими союзниками по ЕС, мы работаем с Украиной и другими партнерами в Европе, чтобы понять, есть ли способы доставить зерно на рынки наземным транспортом», — сообщил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете нацбезопасности Белого дома Джон Кирби. Вместе с тем он признал, что по эффективности это не сравнить с морскими перевозками.
Свои порты предложили прибалты, однако общих границ с Украиной у них нет. «Везти придется по автомагистралям или железным дорогам через Польшу. Получится слишком дорого. К тому же пропускная способность там ограничена. Так что эта затея вряд ли приведет к успеху», — полагает Беляев.
Впрочем, проблемы Киева волнуют далеко не всех в Европе. В частности, Польша, Болгария, Словакия, Венгрия и Румыния требуют от Совета ЕС продлить запрет на ввоз украинского продовольствия на свою территорию до конца года. Это еще больше осложнит транспортировку.
Украинская зерновая ассоциация (УЗА) также пытается договориться с Молдавией о создании зеленого коридора в речные порты Дуная через село Паланки. Однако молдавские аграрии и без этого переживают не лучшие времена. Ассоциация «Сила фермеров» сообщила, что порты работают очень медленно, очереди из грузовиков стоят по пять-шесть дней и все задержки приходится компенсировать снижением цен.
Министр сельского хозяйства говорил даже о введении режима ЧП, а власти страны обещали поддержать аграриев. Похоже, все больше государств вынуждены решать внутренние проблемы и не торопятся помогать Украине в ущерб собственным интересам.