Мне вспоминается 2012 год, когда в Россию в который раз, но впервые под крылом Volkswagen вышел испанский бренд Seat, автомобили которого были унифицированы с соответствующими моделями Skoda, Audi, Volkswagen. Тогда руководители представительств с легкостью соглашались на интервью, не требуя дальнейших согласований, чем журналисты и пользовались. Помню, что я в первых рядах побеседовал с Романом Кузьминым, призванным заново раскручивать Seat на наших просторах, и он признался, что ключевой проблемой, с которой дилеры столкнулись на первых порах, стала неузнаваемость марки: посетители салонов не только путали Сеат с Фиатом, но и вообще Испанию и Италию. Собственно, и сегодня нам такие случаи знакомы: только с возрождением марки Москвич народ стал хотя и с трудом, но отличать JAC и GAC, а с перезапуском бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге — FAW и BAW. С выходом «Автотора» на проектные мощности по выпуску BAIC этот бренд в массовом сознании непременно отделится от SAIC, однако перечисленными парами потребительские головоломки не исчерпываются.
На горизонте новая китайская пара созвучных называний: Jetour официально запустят на рынке РФ 29 июня, и Jaecoo, который подтянется с началом нового учебного года. Особую пикантность битве Jaecoo и Jetour за кошельки дорогих россиян придает тот факт, что в Китае обе марки вписаны в структуру огромного холдинга Chery, а в России Jetour пустился в самостоятельное плавание, притом что Jaecoo стартует под крышей российского представительства Chery, причем в паре с Omoda. Более того, мы уже писали о потребительской «пирамиде» российских брендов представительства Chery: сама марка Chery должна заменить россиянам VW и Hyundai, бренд Omoda должен заменить Мазду, Jaecoo нацелился на Audi и BMW, а Exeed — на самое святое, что у нас было, на Mercedes-Benz. Невооруженным глазом видно, что для Jetour в этой «пирамиде» места нет. И тем не менее на российском сайте уже заявлено около 70 дилеров этой марки. Собственно, в нашем последнем объезде дилеров мы уже встречали Jetour вместо Мазды и Шкоды. Что касается дилеров Jaecoo, здесь планы масштабнее: в ближайшие несколько месяцев планируется открыть 130 торговых точек, совмещенных с салонами Omoda, при этом еще около 15 автосалонов будут монобрендовыми — только под вывеской Jaecoo. Сейчас у Jetour в России представлены две модели: о Dashing мы уже писали, X90 Plus появилась недавно, притом что до изрядной части дилеров пока не добралась ни одна, ни вторая — машины только-только подходят и встают на учет. До конца года менеджмент Jetour планировал представить еще две модели.
Что касается Jaecoo, в бренде подтверждают российский запуск до конца года только двух моделей — речь идет о компактном кроссовере Jaecoo 7, который во многом повторяет хорошо известный российскому покупателю Chery Tiggo 7 Pro. Это клонирование вполне оправданно, поскольку Tiggo 7 Pro — самая популярная в линейке Chery модель: в первом квартале нынешнего года на нее пришлось 43% всех продаж. Что касается второй машины — Jaecoo 8, то некоторые СМИ (в том числе и российские) уже поспешили сообщить, что в РФ большой кроссовер представят под именем Jaecoo 9, и попутно позиционировали его как клон Chery Tiggo 9, который ожидается на российском рынке до конца года. Между тем наши собеседники в бренде Omoda говорят, что это предположение ошибочно. Машины сконструированы хотя и на одной платформе, но все же на разных ее версиях: в основе Chery Tiggo 9 лежит тележка T28X, в основе Jaecoo 8 — T26X.
Отметим, что на шанхайском салоне нынешнего года российский большой кроссовер Jaecoo действительно дебютировал под цифрой 9, однако в России две «девятки» — от Chery и Jaecoo решили развести не по причине технической разницы, а из маркетинговых соображений. Кроме того, с понижением индекса в названии большого Jaecoo менеджмент оставляет возможность вывода в РФ и модели с индексом 9, и даже 10. В любом случае ближайшими конкурентами Jaecoo 7 и Jaecoo 8 станут именно Jetour Dashing и X90 Plus.
В общем, резюмируем: несмотря на созвучные названия, в предстоящей схватке между Jetour и Jaecoo мы ставим на Jaecoo, в то время как Jetour так и рискует остаться «бедным родственником» в большом семействе Chery, то есть выступить в роли Seat, с которого мы начали. А вы, уважаемые читатели, напишите свой вариант в комментариях — кто, на ваш взгляд, победит: Jetour, Jaecoo или министр промышленности и торговли Мантуров с брендом Lada.