Дзен
Два Рождества, Новый год и старый Новый год — к двойному набору зимних праздников россияне уже давно привыкли. Одни говорят, что нужна унификация. Другие возражают: лучше оставить все как есть. О давней проблеме — в материале РИА Новости.
В списках не значились
Календарная чехарда сопутствовала России на протяжении всей истории. Например, древние славяне встречали Новый год 1 марта. С принятием христианства дата сдвинулась на 1 сентября — как в Византии. Тогда же отсчет времени стали вести от библейского сотворения мира.
Однако в народе мартовский стиль сохранялся еще довольно долго. Только на Московском соборе 1492-го князь Иван III повелел всем праздновать Новый год по-византийски. К слову, сделано это из экономических соображений: осенью был единый день сбора податей с населения.
А два с лишним века спустя Петр I железной рукой реформатора перевел русскую жизнь на европейские рельсы: ввел юлианский календарь и новую систему отсчета времени. После 31 декабря 7208-го от сотворения мира наступило 1 января 1700-го от Рождества Христова.
После революции 1917-го советская власть приняла григорианский календарь. Им с XVI века пользовалась католическая церковь и вся Европа. Одним росчерком пера Совнарком сдвинул даты почти на две недели вперед. Дат с 1 по 13 февраля в 1918-м не было.
Смутили воду
Правда, инициативу ленинского правительства в штыки восприняла Русская церковь. В результате появились старый Новый год, православное и католическое Рождество.
По сути, для духовенства ничего не изменилось. Как жили непрерывным календарем в течение тысячелетий, так и продолжали жить. Путаницу внесла советская власть — объявила гражданам: «Отныне сегодня не 25 декабря, а 7 января».
И Рождество в Русской церкви по-прежнему 25 декабря — по старому стилю. Просто по григорианскому календарю это уже январь.
Даже с католиками православные празднуют одновременно — номинально. А фактически — с разницей в две недели.
Попытки договориться
Разумеется, вопрос «Не ввести ли единую систему летоисчисления?» поднимали не раз. Задолго до большевиков с такой инициативой выступали российские и зарубежные католики — в 1870-1880-х.
Однако Святой престол их не поддержал.
Приглашение к обсуждению поступало и от православных. В 1923-м по инициативе Константинопольского патриарха Мелетия IV в Стамбуле состоялся собор восточных церквей. Там, в частности, затронули проблему единого календаря. В итоге, чтобы не жить по «навязанному римским папой» летоисчислению, приняли собственное.
Так появился новоюлианский стиль. В нем все торжества, чья дата из года в год не меняется, совпадают с григорианским. А Пасху и связанные с ней праздники отмечают как в юлианском.
В течение XX века большинство православных церквей приняли это «ноу-хау».
Московский патриарх Тихон тоже его ввел — 15 октября 1923-го. Но всего через три недели отменил свое решение. Негодующие духовенство и прихожане не готовы были променять многовековую традицию на «новодел».
Проблем нет
Календарный спор продолжается и в наши дни. Время от времени выдвигаются довольно оригинальные идеи. Например, сделать 31 декабря единой для всех церквей датой празднования Рождества.
С таким предложением несколько лет назад выступил бывший протодиакон РПЦ Андрей Кураев* (иноагент). Он указал на парадокс: Новый год наступает либо на неделю раньше, либо на неделю позже рождения Христа. А ведь действующая временная шкала берет начало именно от этого события.
Однако в целом страсти вокруг старого и нового стилей давно улеглись. Инициативы католиков отмечать Пасху и Рождество вместе с православными носят по большей части формальный характер. В Ватикане прекрасно понимают, какое значение имеет традиция для восточных церквей.
Об этом говорят и православные священники. А призывы к унификации имеют больше практическое, нежели вероучительное значение.
Когда в светском мире вовсю идут новогодние гуляния, в церкви продолжается строгий Рождественский пост. Разумнее было бы отмечать рождение Спасителя до того, как начнут бить куранты.
Духовенство и прихожане в массе своей придерживаются старого стиля. При этом никакого запрета встретить то же Рождество 25 декабря в РПЦ нет.
«Например, верующий оказался в католической стране. Разумеется, он имеет полное право разделить общую для всех христиан радость с католиками», — говорит церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Более того, священники не считают, что разные системы летоисчисления — это проблема. Наоборот, такое культурное разнообразие помогает лучше понять отношение людей к Богу и событиям евангельской истории.