На форуме ForAuto-2023 состоялась публичная премьера седана Kaiyi E5, отвёрточная сборка которого недавно началась в Калининграде. Машина, вне всякого сомнения, стала гвоздём мероприятия и самым популярным экспонатом – к ней было трудно пробиться во многом потому, что интересовались ей не только журналисты, но и сотрудники конкурирующих фирм. Когда я подошёл к машине, то обнаружил за рулём Александра Мигаля, который много лет работал в GM, Peugeot-Citroen и Kia, а ныне трудится над запуском завода «Москвич» со стороны КАМАЗа. Александр вышел из машины, поздоровался и тут же сказал: «Этот седан будет стоить от 1,8 миллиона рублей: нужно взять цену китайского ритейла и умножить на 2–2,5». Я уточнил, а почему коэффициент так высок? Ответ был краток: «иначе никто ничего не заработает».
Следующим моим собеседником стал генеральный директор… нет-нет, не «Каи Рус», а «Баик Рус» Виталий Рябкин. Собственно, уже давно не секрет, что наряду с Kaiyi на «Автоторе» готовят к запуску модели этого китайского бренда. Впрочем, не будем наводить тень на плетень: Виталий одновременно руководит и компанией «Каи Рус». Обе компании через «Автомобильную торговую группу» контролирует «Автотор». При этом функции генерального в «Автомобильной торговой группе» выполняет опять же Виталий.
Гендиректор «Каи Рус» посчитал, что Александр Мигаль ошибся в расчётах: методика, по мнению Виталия, верна, но не на сегодняшний день, а по состоянию на ноябрь прошлого года, когда за юань давали около 8,5 рублей. Поскольку сейчас наш «деревянный» по отношению к китайской валюте начал падать и курс достиг отметки 10,7, «ценообразование складывается неудачно». Проще говоря, чтобы выяснить, какова будет цена на Kaiyi E5, «коэффициент Мигаля» нужно увеличить. Это приводит нас к очевидному выводу, что за базовую версию Kaiyi E5 будут просить не менее двух миллионов. Интересно, что это несколько противоречит недавнему заявлению вице-президента «Автотор Холдинг» Евгения Петухова, который говорил о стартовой цене на Kaiyi E5 в 1 миллион рублей. Правда, вероятно, Евгений имел в виду, что это цена может быть сформирована с учётом индивидуальных программ стимулирования спроса, то есть, один миллион – это скорее всего необходимый минимум для того, чтобы уехать на машине из салона, а дальше – платежи, проценты и т.д. Впрочем, ждать осталось недолго – уже через полторы-две недели цена на Kaiyi E5 будет объявлена.
Со слов Виталия, китайцы, во время формирования стратегии развития дилерской сети предложили свои бизнес-модели, вполне стыкующиеся с российским реалиями. Планируемый объем выпуска всех моделей Kaiyi в 2023 году – 30 тысяч машин. Помимо седана Е5 сюда входят маленькие кроссоверы Х4 и Х3 Pro и среднеразмерный X7 Kunlun.
Другой наш собеседник добавил несколько интересных деталей к высказываниям Виталия. Оказывается, седан Е5 станет в 2023 году самым массовым автомобилем Автотора, по крайней мере, в линейке Kaiyi: планируется изготовить 20 тысяч штук. Предполагается, что дилеры должны продавать его в больших объёмах, поэтому их маржа будет небольшой – около 80 тысяч рублей, а вот на малообъёмных кроссоверах можно будет и подзаработать. Ещё один наш собеседник сформулировал так: «экономика у этих машин – очень скромная у завода, и очень скромная у дилера».
Что касается маленького двухместного электромобиля собственной разработки «Автотора», он будет оснащаться сменными АКБ, собранными из 10-киловаттных блоков. Эту машину будут предлагать в первую очередь для передвижения по закрытым зонам вроде спортивных клубов или заповедников. Кроме того, предусмотрена версия для перевозки инвалидов, а в планах и – версия с ручным управлением «для ветеранов спецоперации, потерявших конечности». Эта машина будет сделана «полностью из отечественных комплектующих при участии Автоваза», а перед разработчиками стоит задача «уложить её цену в один миллион рублей». При этом будет предусмотрена и версия для широкого покупателя. Напомним, что согласно СПИКу, установочная партия этих электрических малышей должны быть выпущена в конце 2023 года, а серийное производство пойдёт с 2024-го.
Что касается «больших» электромобилей, нам сообщили, что будет налажен выпуск нескольких «зелёных» моделей из китайских комплектов, но продавать их будут под единым оригинальным брендом.
В одном из разговоров мы снова вернулись к «формуле Мигаля», по которой базовая цена для Kaiyi E5 составит 1,8 млн рублей. Один из наших собеседников сказал: «Это нереальная цена, она рассматривалась в сентябре прошлого года, с того момента юань сильно укрепился к рублю». Между тем, «на первую партию автомобилей колебания курса уже не повлияют». Остаётся добавить, что на выставке показали седан Kaiyi E5 ещё китайской сборки. На машины российского выпуска ещё 10 февраля получено Заключение об оценке ТС. Другое дело, что по данным наших собеседников вроде бы как уже имеется и ОТТС. Что касается адаптации седана, то китайцы комплектуют «российские» машинокомплекты подвеской для плохих дорог, подкрылками, шумоизоляцией капота, а на днище наносят толстый-претолстый слой антикора. А впрочем, статическая премьера Kaiyi E5 ещё впереди.
Вместе с тем, мы поинтересовались, возможно ли при увеличении доли локализации в будущем уменьшить цену на калининградские машины и получили ответ: «нет», потому что для этого нужно заморозить курс рубля к юаню, а сделать этого невозможно. Оказывается, что даже высокой степенью локализации и объёмами – «как у Автоваза» невозможно перекрыть нестабильность российской валюты при нынешней рыночной конъюнктуре.
Наконец, нам приоткрыли завесу и над модельным рядом BAIC: он сложится «из шести моделей – от маленького седана до Крузака трёхсотого». При этом по сборке все модели планируется довести до привычной на «Автоторе» схемы SKD-4, когда на завод приходит голый сваренный и окрашенный кузов и несколько тысяч комплектующих к нему. Собственно, Kaiyi E5 начнут собирать таким методом уже к осени. А что же штамповка? По мнению одного из наших собеседников, её не будет! Аргумент такой: с учётом уровня цен и планов выпуска миллиардные инвестиции в прессовое производство не окупятся никогда.