Недавно Volkswagen полностью продал свой российский бизнес, включая дистрибуцию машин и запчастей, а также завод в Калуге, который, видимо перепрофилируют под мебельную фабрику. Между тем, российское представительство Porsche всегда вело свои дела особняком. «Порше Руссланд» не входила в «Фольксваген Груп Рус» и в отличие от последнего продолжает работу, хотя официально машины дилерам не отгружает: в отчёте за первое полугодие 2023 года Ассоциации европейского бизнеса у Porsche стоят сплошные нули, притом, что за последние три месяца 2022 года представительство отчиталось реализацией 15, 11 и 18 образцов. Директор пресс-службы «Порше Руссланд» Оксана Харторнюк уточнила, что отсутствие цифр не означает прекращение подачи сведений в АЕБ: «Мы продали всё, что было на складе».
Вполне может быть поэтому ещё в 2022 году представительство впервые свалилось в минус, потеряв 241 миллион рублей, притом, что в предыдущие годы «российские немцы» не закрывали год без миллиарда прибыли минимум. Пик последних лет пришёлся на 2021 год, когда «Порше Руссланд» заработало 1,735 миллиарда рублей. По представительству добавим, что оно по-прежнему продолжает оплачивать дилерам гарантийный ремонт, но только тех машин, что были завезены официально и которые кончились. Дилеры по-прежнему продолжают получать запчасти с российского склада, однако идут и отгрузки из Германии – официально, через немецкую таможню, правда, речь касается только тех запчастей, которые не попали под санкции. Напомним, что по шестому пакету, введённому ещё в начале июня прошлого года, к таким отнесли все, стоимостью дороже 300 евро.
Между тем, как свидетельствуют данные постановок на учёт в ГИБДД, которыми располагает редакция Дрома, в этом году ежемесячно в России своих покупателей находят по 70 новых автомобилей марки Porsche (с января по июнь реализовано 843 экземпляра. Торгуют ими и официальные дилеры, один из которых – «Центр Порше Москва», принадлежит представительству «Порше Руссланд». Этот дилер в 2022 году наработал на прибыль в 157 миллионов рублей. Чтобы закрыть тему представительства, отметим, что из 25 дилерских центров, работавших до начала украинских событий, все 25 остаются действующими, в том числе и «Порше Центр Таганка», от которого на днях мы получили приглашение на беседу с генеральным директором Алексеем Забелкиным.
Инфо-поводом стало завершение реконструкции самого дилерского здания в соответствие с введёнными несколько лет назад стандартами «Porsche Destination». Примечателен, собственно, не сам ремонт и перестройка клиентской зоны (теперь заказать машину можно в более уютной обстановке, чем раньше), а тот факт, что ремонтные работы начались ещё 1,5 года назад, то есть, до украинских событий, и не были заморожены. Если верить отчётности, «Порше Центр Таганка» (юрлицо ООО «Автоспеццентр Спорт») вполне успешно ведёт деятельность в текущих условиях, по крайней мере, полмиллиарда прибыли в его активе за 2022 год есть. Другое дело, что в целом весь автомобильный бизнес сильно закредитован и, судя по всему, активы находится в залоге. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что 85-процентная доля «АСЦ-Холдинга» в «Порше Центр Таганке» и 15-процентая «Инфавто» находятся под обременением.
Опять же косвенно Алексей Забелкин подтверждает, что в нынешних условиях дилеры самостоятельно формируют склад по автомобилям: сейчас «Порше Центр Таганка» поддерживает объём в 40-50 машин ежемесячно, притом, что продаётся в среднем около 20, то есть, весьма большие средства находятся в замороженном состоянии. Кстати, до начала украинских событий салон реализовывал по 70-80 новых машин ежемесячно. Похожая история и с запчастями, склад которых до февраля прошлого года дилер поддерживал самостоятельно. Только тогда речь шла об объёме, эквивалентном 60 млн рублей, сейчас нужно «держать» уже 120 млн рублей. Собственно, в помещениях дилера мы видели кузовные запчасти – капоты, крылья и прочие, выпущенные в Словакии в феврале-марте нынешнего года, так что поток запчастей есть и клиенты не останутся один на один с проблемой.
Однако, какими автомобилями идёт торговля? Очень просто – «параллельными». Покупка, как и у всех – через европейские компании-«прокладки». Этим же путём поставляют в Россию и запчасти дороже 300 евро. А что с гарантией? По закону «О защите прав потребителей» продавец или производитель обязан предоставить гарантию в два года – «Порше Центр Таганки» она оформлена через страховку. О таком способе мы много раз писали: в цену автомобиля включают 50 000 рублей (из расчёта 25 000 за год страховки), и если что-то сломается, то денежки будет платить страховая, если, конечно, придёт к выводу, что речь идёт о ремонте в рамках гарантии.
Чем ещё живёт дилер? Как свидетельствует Алексей, за последний год существенно вырос средний чек за обслуживание, но не за счёт роста стоимости нормо-часа или ослабления рубля, а за счёт количества самих нормо-часов: клиентам предлагают провести больше операций. Само собой, мы поинтересовались и влиянием на бизнес грядущим повышением утильсбора. Алексей ответил: «Мы в прошлом месяце продали один 911-й за 20 миллионов рублей. С учётом нового «утиля» он подорожает на 500 тысяч. Отказался бы покупатель, узнав о такой наценке? Вряд ли». Между тем, долгосрочное влияние повышения утильсбора Алексей комментировать не решился.
Остаётся добавить, что в структуре продаж «Порше Центра Таганки» увеличилась доля подержанных машин: в придачу к 20 новым салон продаёт ещё и 30 подержанных, парк которых пополняется в основном за счёт трейд-ина.