3 июня в Москве презентовали новую российскую модель Hongqi — полноразмерный лифтбек Н6 с колесной базой 2920 мм. Новинка отличается от седана Н5 лишь версией 2,0-литрового двигателя увеличенной мощности (245 л.с. против 218) и большой задней дверью вместо крышки багажника. Эта дверь дала прибавку в снаряженной массе на 20 кг и увеличила цену на полмиллиона рублей: если седан Hongqi Н5 можно купить за 3 390 000, то лифтбек Н6 — уже за 3 890 000 рублей минимум.
Для того чтобы ответить на вопрос о перспективах Hongqi Н6 на российском рынке, требуется оценить фон, на котором китайская марка расширяет российский модельный ряд. С одной стороны, Hongqi растет, пока все падают: в первом квартале сбыт увеличился на 14%. С другой стороны, абсолютные цифры не выглядят впечатляющими: если в первом квартале 2024 года на автомобили Hongqi нашлись 1103 покупателя, то с января по март 2025-го — 1258. Не слишком ли мало для семи моделей в продуктовой линейке? Впрочем, симпатии публики распределяются не в равных долях: наибольшим спросом пользуется среднеразмерный кроссовер HS5 с долей 72%, а вот на полноразмерный седан H5, который идет на втором месте, приходится 16% сбыта. Остальные модели еще менее популярны, чем Н5.
Однако почему даже эту положительную динамику в 14% не следует расценивать как высокое достижение? Дело в том, что она совершенно недостаточна для выполнения целевого показателя продаж: штаб-квартира Hongqi требует реализовать в России в 2025 году 12 тысяч автомобилей. Поскольку в 2024-м на Hongqi нашлись 7145 желающих, то для достижения цели по сбыту динамика в среднем по 2025 году должна составить впечатляющие 68%. Отметим, что, по официальным данным российского офиса Hongqi, в первые четыре месяца 2025-го бренд увеличил продажи на 51%. Это не стыкуется с приведенными выше нашими данными по первому кварталу. Неужели именно в апреле продажи рванули вверх с космической скоростью? Мы не можем этого исключить, однако достоверно о процентах Hongqi за апрель мы расскажем читателям в июле, когда получим данные постановок на учет в ГАИ по итогам второго квартала. Вполне может быть, что в российский офис Hongqi отчитывается не реально проданными машинами, а лишь отгруженными дилерам.
В любом случае план в 12 000 автомобилей до конца года выполнить будет непросто, хотя бы потому, что, несмотря на откровенно невысокие цены, у Hongqi есть очевидные проблемы со сбытом. К примеру, в первом квартале проданы всего две машины 2025 года выпуска, остальные произведены в прошлом и даже позапрошлом годах (167 образцов 2023 года выпуска). Не без труда расходится беспроигрышный и недорогой (от 3,1 млн рублей) кроссовер HS3: на его презентации в августе прошлого года исполнительный директор Hongqi в России Иван Савельев уточнил, что к старту продаж было завезено 350 образцов HS3. При этом в первом квартале 2025-го на HS3 нашлись 73 покупателя, а с августа по декабрь 2024-го — 298, то есть в сумме немногим больше первоначально ввезенного объема. Скажем больше: скорее всего, те машины, которые продаются сейчас — не только HS3, но и прочие, завезены в Россию в массе своей еще до 1 октября 2024 года, то есть до резкого подъема утильсбора. А что будет, когда подойдут более дорогие образцы?..
Короче говоря, нам представляется, что российский менеджмент Hongqi сможет выполнить план штаб-квартиры только экстенсивным путем, то есть за счет расширения дилерской сети и за счет увеличения количества позиций в товарной номенклатуре. Собственно, до конца года планируется запустить несколько новых модификаций уже имеющихся моделей, а заодно большой кроссовер HS7 и представительский седан L1. Последний, судя по всему, будет напрямую конкурировать с нашим Аурусом Сенатом.
Но какими нам видятся объемы сбыта лифтбека Н6? Как рассказал нам Иван Савельев, к старту продаж из Китая завезли «не более 500–600» образцов Н6. Не исключено, что этого количества дилерам хватит до конца года. Дело в том, что тот же седан Н5 с января по март разошелся весьма скромным тиражом в 209 машин. Вполне может быть, причина невысокого интереса публики кроется в технических особенностях модели, передавшихся по наследству и лифтбеку. От больших седанов наш покупатель ждет классической компоновки, моторов большого объема и полного привода, а у Н5 2,0-литровый 4-цилиндровый мотор установлен поперек. При этом единственным следом высоких технологий в этом моторе стали фазовращатели с электроприводом, которые взяли на вооружение уже большинство мировых производителей — от «Тойоты» и далее по списку. Российские техники Hongqi с огорчением констатируют: Audi пока не делится с Hongqi своими техническими наработками. Напомним, что именно с Audi (и в целом с VW) у Hongqi в Китае налажены широкие производственные связи. А ведь когда-то у истоков Hongqi и всего концерна FAW стояли советские автомобильные инженеры…
Прорыв в российских продажах Hongqi могла бы дать сборка на одном из наших предприятий, однако, как сказал нам Иван Савельев, «стратегии выхода на локализацию пока нет». В то же время Иван уточнил, что российское представительство отвечает только за продвижение бренда, а подбор производственной площадки — это прерогатива штаб-квартиры и в представительстве «пока нет информации о том, что ведутся серьезные переговоры». В то же время Иван пояснил свою позицию, высказанную в одном из предыдущих интервью: «Нам не нужно, чтобы какая-то модель достигла определенного уровня продаж: я не исключаю, что для принятия решения о ее локализации нам важно будет показать перспективу увеличения сбыта. Мы сейчас ведем переговоры с корпоративными клиентами по закупкам, если поймем, что крупный клиент готов увеличить объемы приобретаемых машин в несколько раз именно при условии локализации, это станет серьезным аргументом для налаживания российской сборки».
Ну что ж, вне зависимости от перспектив локализации нельзя не отметить повышенную активность Hongqi в части формирования модельного ряда. Вполне может быть, именно дальнейшее расширение дилерской сети и усиление маркетинговых активностей позволят все-таки выполнить план на 2025 год. Со своей стороны пожелаем российскому менеджменту Hongqi удачи в том числе и в части продвижения лифтбека Н6: а вдруг он будет пользоваться у россиян большим спросом, чем седан Н5?..