Продолжаем изучать статистическую раскладку за первый квартал и обращаемся к структуре продаж самой «российской» компании Great Wall, представительство которой «Хавейл Мотор Рус» закупает автомобили у завода «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» в Тульской области, попутно импортируя внедорожники бренда Tank, пикапы GWM Poer и GWM Poer Kingkong. Но только ли их?
Начнем с марки, модели которой вряд ли встанут на конвейер российского завода, — речь о гибридах Wey. В данные постановок на учет за первый квартал попал не только среднеразмерный кроссовер 05, который уже официально продается: в феврале он нашел 9 покупателей, в марте — 37, правда, из этих 37 только пятеро — физические лица, остальные, видимо, дилеры, которые оформили на себя машину для тест-драйвов. Интересно, что продажи в России в этом году марка Wey начала со скидок на образцы 05 выпуска 2023 года, при этом все проданные в I квартале машины как раз прошлогодние. Вместе с тем в статистику попали и другие модели, в частности, уже анонсированный в России полноразмерный кроссовер, который официально на английский переводится как «Голубая гора». У нас, понятное дело, он вряд ли будет продаваться под этим названием — рискует «зайти не в ту дверь». Кстати, в Китае его предлагают в шестиместном исполнении — во втором ряду два кресла, но под РФ, судя по всему, введут семиместный салон, ибо пресс-служба уже анонсировала выпуск «семиместного кроссовера». К слову, «Голубая гора» (по-английски его китайское название дают как Lanshan) лидирует среди моделей бренда в Китае: из 3312 машин, отгруженных дилерам в марте, на нее приходятся 2552. В целом за первый квартал 2024 года на их родине разошлось 9,2 тысячи автомобилей Wey, из чего легко сделать вывод, что менеджмент будет изыскивать любые возможности по увеличению объемов экспорта, в том числе и в Россию.
Потихоньку растет российский сбыт импортных пикапов GWM: если в IV квартале 2023 года на учет встали 1677 машин, то в I квартале 2024-го — уже 1901, из которых только 6 экземпляров 2024 года выпуска. Медленно, но верно ползет вверх популярность внедорожников Tank: если в IV квартале 2023-го их выбрали 6139 человек, то в I квартале 2024-го — 6312. Судя по всему, вскоре линейку в России дополнят модели Tank 400 и Tank 700.
А что же основной для «Хавейл Мотор Рус» бренд Haval? В отличие от перечисленных марок, некоторые его модели выпускают в России. Между тем в I квартале из 37 639 проданных в РФ Хавейлов 15 660 образцов (или 41%) были импортированы из Китая. В IV квартале 2023 года на импорт Хавейлов пришлось только 30,5% продаж! Получается, что помимо заведомо «китайских» моделей (Tank, Wey, GWM) представительство еще и меняет пропорцию в бренде Haval в пользу импорта? Интересно, в связи с чем это делается: не для того ли, чтобы, с одной стороны, легче выполнить условия СПИК, а с другой — сократить издержки, ведь при определенных условиях, даже с учетом нынешнего размера утилизационного сбора, который для машин с ДВС составляет 300 тысяч рублей, импорт из КНР может быть дешевле?.. А может быть, просто распродают склады ранее импортированных образцов? Дело в том, что почти все китайские автомобили Haval, проданные в I квартале, выпущены либо в 2023-м, либо даже в 2022 году, а вот у машин российской сборки пропорция иная: 43% приходятся на выпуск 2024-го, остальное — на прошлые годы, в основном на 2023-й.
Теперь подробно разберем российский модельный ряд Haval и посмотрим, какие машины завозят из Китая. Начнем с самого популярного и самого локализованного — с Jolion. Казалось бы, он должен в полном объеме поставляться дилерам с завода в Тульской области? А вот и нет: из 15 570 экземпляров, вставших на учет в I квартале 2024 года, 5477 (или 35%) выпущены в Китае. Неужели не хватает мощностей российского завода?.. У Dargo доля китайских машин составляет уже более 50% (2344 из 4634), а вот в паре F7/F7x в первом квартале вообще нет китайских образцов. Вероятно, это связано со сменой поколений модели. Кстати, доля выпущенных в 2024 году F7/F7x составляет 37%. Замыкающий тройку самых популярных моделей ветеран М6, наоборот, в основном поставляется из Китая: 7690 образцов из 8030 проданных в I квартале, или 95%.
По сказанному остается добавить, что доля моделей, импортированных «Хавейл Мотор Рус», с учетом всех брендов составляет 52%. Будет ли она расти, посмотрим по итогам II квартала. Косвенно, а может быть, и прямо, соотношение между завезенными и произведенными машинами ответит на вопрос, что выгоднее: ввозить машины из Китая или производить в России.