Новый директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачева ранее возглавляла Музей архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР). Чем она известна и как изменила свою институцию — в материале РИА Новости.
Уважать себя заставила
Сама Елизавета Станиславна признает, что ее восхождение на пост директора Музея архитектуры имени Щусева не было простым, более того, оно ознаменовалось скандалом: многие сотрудники МУАР обвинили историка искусств Лихачеву в отсутствии опыта, знаний и квалификации. По московскому обществу искусствоведов распространился слух, что Лихачева была замешана в некрасивой истории с выселением из Дома Мельникова внучки архитектора. Лихачева критику воспринимала близко к сердцу, но от своей цели — превратить Музей архитектуры в одну из лучших культурных институций страны — не отступила.
Создала новую концепцию музея
На момент заступления Лихачевой на пост директора в 2017 году Музей Щусева не имел постоянной экспозиции, а его коллекция была не систематизирована. Сам он находился в аварийном здании, стоящем в центре Москвы. Гости столицы его просто не замечали, а москвичи смотрели со снисхождением — и спешили в Третьяковку, ГМИИ или «Гараж».
Лихачева предложила новую концепцию развития МУАР. Разработка и создание постоянной экспозиции, изменение выставочной и научной деятельности, привлечение частного финансирования — на все это Лихачева дала себе пять лет. Сделала она даже больше: привлекла иностранных деятелей искусства в Москву, наладила международные и межрегиональные связи. МУАР начал фигурировать в публикациях СМИ — и отнюдь не в отрицательном ключе. Сохраняя классический дух музея, Лихачева делала его современным — и стали появляться мультимедиа-форматы выставок.
Руководила запоминающимися выставками
Путь развития МУАР — это создание места с особой историей, стилем и душой, концепцией места, которое хранит сам дух московской архитектуры. Были и выставки, которые запомнились Москве.
В первую очередь масштабная экспозиция «Мельников / Melnikoff», которая открылась в 2022 году. Это событие, приуроченное к 130-летию архитектора, знакомило москвичей и гостей города с творчеством Мельникова в самых разных его проявлениях. Среди 200 экспонатов особенно интересны были архитектурные макеты нереализованных проектов мастера.
Нашлось место и для персональных выставок: признанный фотограф-неоклассик Михаил Розанов открыл в Музее архитектуры экспозицию «Сталь. Стекло. Бетон» — фотоисследование архитектуры модернизма.
Одухотворила «Руину»
Особняк, в котором расположен музей, древний — некоторые его части разрушены. Любой директор стыдился бы такого здания, но не Елизавета Лихачева: она и этот минус обратила в плюс и «фишку» музея.
Уже в 2017 году открылся флигель «Руина» — атмосферное место с голыми кирпичными стенами, которое дышит стариной. Сразу же здесь начали проводиться лекции по архитектуре, открылись «Муарстерские», где взрослые и дети могли окунуться в историю искусства, архитектуры и иконописи.
Рассказала россиянам понятно об искусстве
Елизавета Лихачева могла бы сидеть в кабинете и оттуда руководить музеем, но для нее это противоестественно. Умный и харизматичный историк искусства, она лично проводит открытия выставок, свободно общается как с прессой, так и с гостями мероприятий. А еще рассказывает россиянам об искусстве. В Сети можно найти внушительное количество лекций Лихачевой. Стиль Лихачевой и манеру речи сложно перепутать, а харизма искусствоведа известна всем, кто хотя бы раз становился ее собеседником.
Лихачева покидает МУАР в самый интересный момент: осенью 2023-го Алексею Щусеву исполняется 150 лет — и музей его имени готовится к юбилею. Впрочем, как признается сама Лихачева, покидать институцию ей не страшно, ведь она собрала команду и определила вектор развития.