В II квартале 2024 года на учет встало более 88 тысяч новых седанов и лифтбеков, и это почти на 25% больше, чем в I квартале. При этом весь рынок вырос на 17,5%, а это означает, что спрос на легковушки с трехобъемными кузовами растет повышенными темпами. Между тем обольщаться не нужно: в основном этот подъем достигнут повышением спроса на самые дешевые автомобили рынка — Гранты и Весты, на 28% и 62% соответственно. К слову, Lada Aura в II квартале в продажу не поступала, хотя в первом, напомним, на учет встали целых семь машин, изготовленных в 2023 году. Ну что ж, будем ждать начала массового производства. А что же остальные трехобъемные автомобили — неужели растеряли своих покупателей?
Напомним, по итогам I квартала у нас получилась следующая раскладка в лидирующей пятерке иномарочных трехобъемников: Geely Emgrand, Chery Arrizo 8, Omoda S5/S5 GT, Changan Alsvin, Toyota Camry. В II квартале Эмгранд прибавил только 7% покупателей — 3210 человек. Судя по структуре сбыта, дилерам приходится напрягаться, чтобы продавать машину: из образцов, вставших на учет в апреле, мае и июне, только четверть выпущена в 2024 году. Если бы такая пропорция наблюдалась в I квартале, это было бы естественно, но во втором доля свежих автомобилей должна быть существенно выше. Когда Эмгранд был у нас на тест-драйве, мы отмечали, что гидромеханическая коробка и атмосферный мотор несколько рассогласованы, между тем соображения комфорта берут верх: 96% покупателей предпочитают АКП.
А вот Chery Arrizo 8, несмотря на более высокую цену, в II квартале нарастила треть покупателей и обошла Эмгранд — на учет встали 3314 машин, но только 6 (!) из них произведены в 2024 году. Это значит, что представительство дает огромнейшие скидки (в том числе и прямые) не только на кроссоверы, что мы много раз отмечали во время наших объездов дилеров, но и на этот седан. Интересно, что версию с базовой настройкой мотора, дающей отдачу в 150 л.с., практически не покупают, предпочитая исполнение в 186 л.с.
Колоссальный рывок совершил седан Omoda S5, увеличив аудиторию в II квартале относительно первого более чем в 2,5 раза — на учет встали 4134 штуки, правда, и здесь весь эффект достигнут в основном распродажей складов, сопровождавшейся скидками: только 111 машин выпущены в 2024 году. Интересно, что впервые за всю историю российских продаж этот седан приблизился к кроссоверу C5.
Changan Alsvin прибавил лишь три сотни покупателей по сравнению с I кварталом — 1951. Из этого количества только 174 машины были выпущены в 2024 году. Понемногу набирает ход и его родственник Eado, который в II квартале вырос почти вдвое — до 1128 штук. Между тем у Changan хорошо продаются не только бюджетные трехобъемники: UNI-V во II квартале разошелся тиражом 2413 шт., что в 2,5 раза лучше результата I квартала. Ожидаемо вошел в лидирующую группу Solaris HS. С учетом его реальных цен, которые существенно ниже заявленных (смотри наши дилерские объезды), его можно считать не только потенциальным лидером в следующем квартале, но и по итогам всего года, но по итогам II квартала — 3237 штук.
А что стало с Toyota Camry, доступ которой на российский рынок в связи со случившимися событиями как в прошлом, так и в этом году существенно затруднен? По сравнению с I кварталом мы видим большое падение — с полутора тысяч машин до 844. Проще говоря, некогда самый популярный в своем сегменте автомобиль превратился в нишевую игрушку.
В отчете по трехобъемникам за I квартал мы писали, что ни одного JAC J7 2024 года выпуска не было реализовано. Новых машин не завезли и в II квартале, хотя склады начали распродавать с повышенной скоростью — 798 штук против 461 в I квартале. По этому автомобилю на нашем сайте скоро будут новости — не пропустите. В несколько больших масштабах разошлась калининградская Kaiyi E5 — 1526 штук: речь о прибавке 30% по сравнению с I кварталом, при этом только 41 машина выпущена в 2024 году. Собственно, скоро относительно взаимодействия Kaiyi и «Автотора» у нас тоже будут новости. Еще один калининградский седан — BAIC U5 Plus с апреля по июнь набрал 2261 покупателя, что почти на 60% больше, чем с января по март. Седаны H5 и H9 премиум-марки Hongqi тоже понемногу усиливают позиции, но пока проигрывают всем перечисленным участникам рынка: среднеразмерный H5 в II квартале нашел 772 покупателя, H9 — только 127. Упомянем еще и лифтбек FAW Bestube B70, рестайлинговая версия которого ожидается на нашем рынке до конца года: он не прибавил в II квартале и нашел 1041 покупателя.
Подытожим. В топ-5 самых популярных трехобъемных машин без учета «Жигулей» входят Omoda S5 (4134 штуки), Chery Arrizo 8 (3314), Solaris HS (3237), Geely Emgrand (3210), Changan UNI-V (2413 штук). Если мы забыли какую-то из значимых моделей, обязательно напишите нам в комментариях — исправимся.