Любителям «зелени» интересно будет узнать, что модели на электротяге пользуются в нашей стране все большей и большей популярностью. И пусть абсолютные цифры продаж пока невелики, налицо устойчивый рост и объемов, и доли. Для начала обратимся к результатам прошлого года — это поможет увидеть общую картину. В первом квартале 2022-го дилеры продали 827 официальных и «серых» электромобилей, во втором квартале наступил естественный спад (как и в целом по рынку) — реализована 451 штука. В третьем квартале продали 526 машин, а вот в четвертом — уже 1194! В первом квартале 2023 года сбыт возрос до 1611 авто, при этом доля «электричек» с учетом всех постановок на учет составила 0,94% рынка новых автомобилей — и «серых», и «белых», и «параллельных».
Именно по итогам первого квартала в лидеры вышел отечественный бренд Evolute, однако радости от этого мало. Очевидно, что, кроме убытков, отверточная сборка китайских машин на «Моторинвесте» в Липецкой области пока не приносит ничего, а планы по локализации отложены в долгий ящик. Итак, дилеры Evolute с января по март толкнули целых 365 авто: на субкомпактные кроссоверы i-Joy пришелся 81 экземпляр, на седаны i-Pro — 284. В целом частники купили менее трети машин — 106 штук, однако конкретно у седана i-Pro эта доля еще меньше — на физлица пришлись только 43 образца, то есть менее одной седьмой части. Но слабая популярность автомобилей у частников — это не беда, в конце концов, китайские электрические седаны Evolute стали не первой моделью в истории российского рынка, ориентированной на юрлиц. Проблема — в долгой распродаже складов. Так недолго и до остановки производства.
Всплеск продаж был достигнут именно за счет скидок на седаны 2022 года выпуска. Если верить информации на официальном сайте Evolute, сейчас на них можно получить выгоду в один миллион рублей, поэтому неудивительно, что 43 упомянутых частника выбрали именно прошлогодние машины и ни одной выпуска 2023-го! Скажем больше: из 284 реализованных в первом квартале седанов только три выпущены в этом году. Очевидно, это свидетельствует о полном крахе выбранной менеджментом «Моторинвеста» бизнес-модели. И эти результаты достигнуты в условиях, когда правительство не задействует резерв по повышению утильсбора на электромобили! Собственно, по нашей версии, в свое время проект, прошедший все стадии подготовки, был заморожен именно ради беспроблемного пуска сборки «китайцев» на «Моторинвесте».
По субкомпактному кроссоверу i-Joy картина в целом лучше, поскольку доля прошлогодних машин ниже: из 81 — 47. Однако сами абсолютные показатели продаж лишь подтверждают нашу мысль: в России популярны только купленные в Японии за ничтожную сумму сильно подержанные «электрички», у которых при поступлении в Россию сразу же меняется батарея, или же люксовые авто. История с брендом Voyah, которым тоже занимается «Моторинвест», подтверждает давно сделанные нами выводы, ибо куда более маржинальный полноразмерный Voyah Free разошелся в первом квартале в количестве 118 машин, а с учетом гибридной версии его сбыт составил 234 штуки. Более того, мы видим, что возможны и другие бизнес-модели на основе дорогих импортных авто, необязательно люксовых. К примеру, «серые» дилеры VW реализовали 245 образцов кроссовера ID.4, который предлагают почти за 4,5 миллиона рублей. Правда, в этом году на учет не встало ни одной машины — видимо, будут распродавать склады до победного.
Ну а что же наш драгоценный Москвич 3е? Увы, его показатели пока далеки от результатов лидеров — в первые три месяца 2023 года дилеры реализовали только 25 машин, из которых юрлицам ушло 20 — посмотреть бы на оставшихся пятерых смельчаков-частников! Наверное, это чиновники из аппарата Ликсутова, купившие электрические Москвичи вслед за своим шефом в добровольно-принудительном порядке… Кстати, из 25 электро-Москвичей только 3 — прошлого года выпуска. А позвольте спросить: куда же делись почти две сотни электрических экземпляров, якобы собранных на заводе в прошлом году?..
По остальным маркам отсылаем наших читателей к приложенной таблице, где мы собрали только фирмы, продавшие от пяти образцов. Остается добавить, что по итогам первого квартала тройка лидеров в электрическом сегменте выглядит так: Evolute i-Pro — 284 штуки, Volkswagen ID.4 — 245, Tesla Model T — 167 штук.
№ | Марка | Всего | 2023 г.в. | 2022 г.в. | 2021 г.в. |
---|---|---|---|---|---|
1 | Evolute | 365 | 37 | 328 | — |
2 | Volkswagen | 354 | — | 311 | 43 |
3 | Tesla | 248 | 8 | 196 | 44 |
4 | Voyah | 120 | — | 118 | 2 |
5 | BMW | 81 | 2 | 51 | 28 |
6 | BYD | 81 | — | 75 | 6 |
7 | Zeekr | 71 | — | 69 | 2 |
8 | Audi | 64 | — | 38 | 26 |
9 | Hongqi | 40 | — | 33 | 7 |
10 | Skywell | 37 | — | 30 | 7 |
11 | Москвич 3e | 25 | 22 | 3 | — |
12 | Mercedes-Benz | 21 | — | 19 | 2 |
13 | Porsche | 19 | — | 11 | 8 |
14 | Ciimo | 14 | — | 14 | — |
15 | GMC | 8 | — | 8 | — |
16 | Fiat | 5 | — | 4 | 1 |