В первом квартале 2024 года на учёт в ГИБДД встали 5889 электромобилей, таким образом доля «зелёного» транспорта в общем объёме рынка легковых автомобилей составила 1,78%, что чуть выше показателя IV квартала 2023 года, когда «зелень» заняла 1,56% рынка.
Давайте посмотрим, изменилась ли структура продаж с учётом ужесточения процедуры параллельного импорта. Напомним, что с 1 февраля 2024 года Правительство РФ запретило ввоз электромобилей и последовательных гибридов под брендами, не внесёнными Минпромторгом в списки, доступных к параллельному импорту. Как оказалось, за прошедшие два месяца (то есть за февраль и март) структура сбыта не изменилась, что свидетельствует как о большом количестве завезённых машин до 1 февраля, так и о задействовании других способов доставки кроме «параллельного».
Таким образом, Zeekr упрочил своё лидерство, продав на полтысячи машин больше, чем кварталом ранее: с января по март на учёт встали 2883 автомобиля этой марки. Собственно, рост объёма всего российского сегмента электричек и связан исключительно с увеличением сбыта Зикров. Из общего количества проданного 120 машин были произведены в 2024 году – их успели ввезти и продать. Лидером остаётся модель 001, на которую пришлось 1941 шт., далее следуют модель Х (608 шт.), 009 (283 шт.) и 007 (49 шт.). Остальные экземпляры в полицейских раскладках не идентифицированы.
Продажи других брендов существенно скромнее. Вновь вернул себе второе место Volkswagen, серые дилеры которого реализовали 512 шт.: большая часть их них пришлась на ID.4 (355 шт.). А вот Evolute снова начинает сдуваться: продажи ниже, чем в IV квартале: 416 шт. против 610, то есть в относительном исчислении фиксируем ослабление сбыта на 32%. Три четверти всего объёма, а, точнее 355 машин пришлись на седан i-Pro – самую устаревшую машину российской модельной линейки. Ещё 14 покупателей выбрали маленький кроссовер i-Joy, 46 – i-Sky. Успел попасть в статистику и один экземпляр самой дорогой модели Evolute – кроссовер i-Jet, за который просят от 5,5 миллионов рублей. Интересно, что у электрических седанов вовсе не превалирует доля корпоративных покупателей – с января по март они приобрели только 110 машин, притом, что в IV квартале на их счету было 279 машин. Короче говоря, по всей этой истории со сборкой на липецком «Моторинвесте» методом прикручивания колёс китайским электрическим Донгфенгам возникает логичный вопрос: сколько ещё времени нужно инвесторам, чтобы они поняли бесперспективность всего этого дела? Не говоря уже о том, что любому человеку в здравом уме ещё в апреле 2022 года, когда на межведомственной комиссии был утверждён СПИК «Моторинвеста», было понятно, что никакой экономической основы у этого проекта нет. Уж писали мы об этом, писали – устали писать…
Ещё один провал российской электрической идеи – 21 реализованный кроссовер Skywell ET5. Опять же, изначально было понятно, что ни о каких нескольких тысячах электромобилях в год, запланированных к реализации изначально, речи идти не может. Сигнализирует о трудностях и марка Ora, запущенная российским представительством Haval. Напомним, она поступила в продажу 25 октября, при этом до Нового года дилеры успели реализовать 43 машины, а вот в I квартале в народ ушло только 30 штук… Не забудем и о нашем родном «Москвиче-3е», который вышел на третье место, и с результатом 417 образцов всего лишь на один проданный автомобиль обошёл всю марку Эволют в полном составе. Более того, «Москвич-3е» ещё и занял третье место среди моделей.
А что же иностранцы? Всех моделей Voyah, которые у нас распространяют структуры всё того же «Моторинвеста», было продано в количестве 79 шт., из них 47 пришлись на кроссовер Free, 5 – на микроавтобус Dream, 27 – на седан Passion. Всё машины – либо 2022, либо 2023 года выпуска.
Серые дилеры бренда Avatr, который чуть было не вышел в Россию официально, реализовали 243 машины, на все модели Tesla нашлось 264 покупателя, на все BMW – 127 шт., на Porsche Taycan – всего 24 шт., ну и так далее, не будем перечислять всю эту рыночную мелочёвку. Точечно отметим, что продолжил наращивать объёмы и Lotus Eletre, сбыт которого увеличился с 84 шт. до 102 шт. Его рост только подтверждает, что электромобили в России пока остаются игрушками для богатых. Короче говоря, вывод такой: 48% российского рынка электромобилей приходится на Zeekr, а всех остальных игроков фактически можно даже и не брать в расчёт.