В пылу поиска информации зачастую мы забываем обратиться к первоисточникам. Вот, к примеру, на недавнем мероприятии Автостата, где мы познакомились с китайским седаном Kaiyi E5, один из представителей дистрибьютора сообщил нам, что «Автотор» планирует поставить на производство электромобиль для инвалидов (в том числе и вернувшихся с СВО). При этом перед конструкторами и технологами стоит задача уложить эту машину в один миллион рублей с учетом всех госдотаций. Вроде бы информация свежая, доселе нигде не публиковавшаяся, однако, сверившись с публичными данными СПИКа на сайте Государственной информационной системы промышленности, мы обнаружили, что «электромобиль для инвалидов», причем с пометкой New models, уже включен в специнвестконтракт «Автотора». С конвейера этот автомобиль должен сойти в 2024 году.
Судя по всему, «инвалидку» включили в СПИК № 43 по дополнительному соглашению от 29 декабря 2022 года, однако в публичной части она отобразилась, как обычно, с опозданием. Логично задаться вопросом: а как же обстоит дело с моделями марки Kaiyi, сборку которых уже начал «Автотор»? Оказывается, эти машины тоже присутствуют в СПИКе, но пока в опосредованном виде — как «Автомобиль (ДВС)», и опять же с пометкой New models. Хотя «Автотором» уже заявлены к производству четыре модели Kaiyi, в том числе и кроссовер, эта информация не детализирована. Кроме того, ничто не указывает в СПИКе и на скорый запуск в Калининграде моделей BAIC, хотя представитель «Баик Рус» рассказал нам, что уже в этом году на конвейер «Автотора» встанет целая россыпь моделей китайского концерна — от маленького седана до большого внедорожника.
При этом из публичной части СПИКа пропала информация о четырехместном электромобиле собственной разработки «Автотора», установочная партия которого в объеме 200 экземпляров должна быть выпущена в 2023 году. Сейчас в списке помимо «зеленой инвалидки» есть еще только один «электромобиль», намеченный к выпуску в том же 2023 году. Что это — все тот же оригинальный электромобиль или теперь его место заняла «инвалидка», а этот безымянный образец — «иностранец»? Мы помним, что в 2023-м «Автотор» должен освоить как минимум один китайский электромобиль, и по нашим сведениям, это и есть «электричка» от BAIC. При этом к выпуску планируется целый куст «электричек» зарубежного разлива, которые, как нам сказали представители дистрибьютора, будут продаваться под зонтичным брендом.
Кстати говоря, мы вспомнили про четырехместную «электричку» «Автотора» по той причине, что ее планируют оснастить сменной высоковольтной АКБ — информацию об этом, хотя и кулуарно, нам подтвердили и на самом «Автоторе». При этом источник, знакомый с положением «электрических» дел на заводе, сказал, что в Калининграде уже в нынешнем году должны открыть пилотную зарядку по смене батарей. Не исключено, что событие привяжут либо к выпуску такой модификации в рамках установочной партии, либо к началу сборки соответствующей китайской модели на «Автоторе». К слову, сейчас в Поднебесной выпускаются несколько моделей со сменной АКБ, в том числе и недорогих. К примеру, трехрядный кроссовер Livan R9 (бывший Lifan) стоит около 16 тысяч долларов США в прямом пересчете из юаней.
Впрочем, скорее всего, это будет как раз версия оригинальной модели «Автотора», ибо один из наших источников сказал, что именно такую машину планируется сдавать в аренду отдыхающим в летний сезон: и экологично, и времени на зарядку много тратить не нужно.
Что касается развития товарной номенклатуры «Автотора», в 2026-м она пополнится обивочными панелями потолка, дверей, стоек и пола — их будут выпускать формовкой и литьем, а с этого года в цехах должны начать сборку тягового электродвигателя, электромашины гибридной силовой установки, тяговой АКБ и инверторов. С 2025-го на «Автоторе» (видимо, для своего электромобиля) начнут выпускать каркасный кузов из полимерных материалов.
Однако ж интересен СПИК «Автотора» и другими позициями. В нем до сих пор фигурируют корейские модели: к примеру, в 2025 году должна начаться сборка Kia Sportage. Вероятно, речь идет о рестайлинге текущего поколения, которое запустили в 2021-м, притом что его успели пособирать и на «Автоторе» до украинских событий. А вот что касается Hyundai Tucson, который в Калининграде должны освоить в 2026-м, возможно, речь идет уже о пятом поколении модели. Кроме того, новая Kia Optima до сих пор фигурирует как калининградская новинка в 2027 году, а Kia Sorento и Hyundai Santa Fe — как машины, намеченные к выпуску на 2028-й.
С одной стороны, можно подумать, что «корейцы» — это хвосты старых обязательств «Автотора», ведь у того же АВТОВАЗа в публичной части СПИКа до сих пор висят Датсуны. Правда, АВТОВАЗ свой СПИК еще ни разу не модернизировал, а вот «Автотор» занимается этим постоянно. Собственно, обратили мы внимание на специнвестконтракт «Автотора» потому, что не далее как вчера губернатор Калининградской области Антон Алиханов сказал, что «Автотор» ведет переговоры о сотрудничестве с автопроизводителями неких «азиатских стран», не имея в виду Китай. Так, может быть, не следует плодить сущности сверх необходимого и Kia и Hyundai — это и есть искомые «азиаты»? Кстати, в пресс-службе «Автотора» нам уточнили, что «никаких изменений по инвестиционным обязательствам в рамках СПИКа нет».