Экономические потери европейских стран от ухода российской нефти с ее рынка очевидны: им пришлось покупать более дорогую нефть из других стран, заявил в интервью РИА Новости главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов.
Первые секторальные санкции США и Евросоюза были введены 10 лет назад, в июле 2014 года, они коснулись финансового и энергетического сектора, а также поставок технологий и оборудования для добычи нефти на арктическом шельфе, глубоководных месторождениях и в сланцевых проектах. Новая волна ограничений нахлынула на отрасль в 2022 году — тогда Евросоюз ввел запрет на поставки нефти из России, одновременно с этим установив предельную цену российский нефти, перевозимой по морю в третьи страны, в 60 долларов за баррель.
«Европа в результате ухода российской нефти была вынуждена переориентироваться на покупку более дорогой американской нефти либо ближневосточной, которая в течение всего 2023 года продавалась с премией к цене Brent на европейском рынке. Потери очевидны», — сказал Громов, отметив, что именно Европа была ключевым покупателем российских нефтегрузов до 2022 года, а не США, Великобритания и Австралия, которые присоединились к санкциям.
В свою очередь Россия, потеряв премиальный европейский рынок, сумела переориентировать весь свой экспорт на другие страны и «в цене особо не проиграла». «Цены на российскую нефть определяются по рынку, есть небольшой санкционный дисконт, но он сократился и находится в районе 12-15 долларов за баррель. А бывает и меньше 10 долларов. То есть это уже не такой уровень потерь, который мог бы быть», — заметил собеседник агентства.
Вместе с тем европейские грузоперевозчики продолжают зарабатывать на транспортировке российской нефти, а все инициативы по запрету этого блокируются в первую очередь Грецией, которую поддерживают Мальта и Кипр.
«До начала действия санкций 2022 года примерно 50% российской нефти перевозилось официальными грузоперевозчиками из Греции, Мальты и Кипра, то сейчас эта доля снизилась до 25%. То есть четверть нефти России по-прежнему перевозят европейские грузоперевозчики», — отметил Громов.
По словам эксперта, до осени 2023 года для грузоперевозчиков не было никаких вторичных санкций, которыми угрожали США. В результате даже очередь из танкеров выстраивалась за российской нефтью, потому что ее было выгодно перевозить. Но позднее США и союзники все-таки начали вводить блокирующие санкции в отношении тех, кто был, с их точки зрения, уличен в перевозке нефти с нарушением ценового потолка. По словам Громова, сейчас примерно 10% танкеров, перевозивших российскую нефть, попали под блокирующие санкции.