В прошлом году и правительство Японии, и правительство Южной Кореи ограничили ввоз в Россию легковых автомобилей. Японцы с 9 августа запретили экспортировать к нам модели с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом более 1,9 л, а равно любые гибриды и электромобили. Корейцы ввели свои ограничения, а точнее, ужесточили ранее действовавшие правила, запрещавшие поставку машин ценой выше 50 000 долларов. С конца февраля нынешнего года из Южной Кореи запрещено ввозить в РФ машины с ДВС рабочим объемом более двух литров. Между тем и действия российского правительства — как до введения указанных мер, так и после — способствовали сокращению и прямого импорта из Японии и Южной Кореи, и доставки с использованием обходных путей, к примеру, через Казахстан. В результате этих событий в I квартале 2024 года Hyundai и Kia выпали из первой десятки автомобильного рынка, а Toyota как раз опустилась на десятую строку.
Давайте посмотрим на структуру продаж этих брендов с января по март 2024 года. Автомобили Kia разошлись тиражом 5157 экземпляров против 6469 в IV квартале прошлого года. Как видим, падение относительно небольшое — 20%. Из них 1958 (30%) — это машины еще российского выпуска, собранные на «Автоторе» в 2022 году. На образцы китайской сборки пришлось всего 759 штук. Причем точные адреса производства зачастую трудно установить: из-за особенностей учетной системы ГИБДД в статистике фигурируют даже Kia, якобы собранные не в Южной, а в Северной Корее.
Лидером в линейке стал компактный кроссовер Sportage, который нашел 1643 покупателя, на втором месте идет субкомпактный кроссовер Seltos — 1245 образцов. Из относительно популярных моделей можно выделить, пожалуй, еще и Soul (748 штук), а вот у остальных сбыт скромнее. Скажем, среднеразмерный кроссовер Sorento продался в количестве всего 363 машин, Mohave — в количестве 326. Российские Rio на складе почти закончились: седанов и хэтчбеков этой модели было реализовано лишь 22 образца, в таком же объеме разошелся и Stinger, который, впрочем, изначально продавался у нас со скрипом. Всякая электрическая экзотика опять же идет с трудом: модели EV5 и EV6 закончили квартал с совокупным результатом всего 13 штук. По Kia остается добавить, что только 332 машины из проданных были выпущены в 2024 году. По исчерпанию складских автомобилей, выпущенных в Южной Корее, ключевым поставщиком Kia в Россию станет казахстанское предприятие «СарыаркаАвтопром» — в I квартале было продано 1329 машин, в основном 2022 и 2023 годов выпуска.
У Hyundai продажи слабее — всего 3855 штук против 3200, проданных в IV квартале. Машин 2024 года выпуска в I квартале набралось всего 370 образцов, в основном компактный кроссовер Tucson и Elantra. Собственно, Tucson и стал лидером в линейке, найдя 1432 покупателя, Элантру выбрали 1084 человека. Остальной объем размазан между некогда популярными машинами нашего рынка. К примеру, на среднеразмерный кроссовер Santa Fe нашлось 413 желающих, на Palisade — всего 358, на Sonata — 119 и т. д. Складские запасы Солярисов иссякли — их продано всего 30 штук. Не клюют наши покупатели и на заменители Креты вроде субкомпактного Bayon — на учет встали всего 26 штук. Из общего объема российских продаж Hyundai в Китае было выпущено 1299 машин, из которых 999 приходятся опять же на Элантру.