Официальное сообщение о первой модели Tenet (она же — китайская Chery Tiggo 8 Plus) вновь привлекло наше внимание к бывшему заводу VW в Калуге. Напомним, сегодня он входит в структуру «Арт-Финанс», которая выкупила весь бизнес Volkswagen в России и переименовала «Фольксваген Груп Рус» в АГР. Вместе с тем были организованы еще два юрлица — АГМ и АГК. Именно АГК стало заявителем на Одобрения типа транспортного средства по моделям Chery, выпускаемым с прошлого года на бывшем заводе VW, и числится их производителем. В отчете по рынку за второй квартал 2025-го мы писали, что калужские Chery Tiggo 4, Tiggo 4 Pro, Tiggo 7 Pro, Tiggo 8 Pro с апреля по июнь составили более 60% всех проданных в РФ машин под маркой Chery.
В свою очередь, АГМ проходит по документам как производитель моделей Jaecoo J7 и J8 на бывшем заводе GM в Шушарах, который в 2020 году приобрела Hyundai. На обе эти модели уже начислены локализационные баллы. Конкретно на J8 c 2,0-литровым мотором действуют в настоящее время 1850 баллов, на J7 с 1,5-литровым двигателем, а равно на версию с 1,6-литровым — столько же. Отметим, что все это баллы за НИОКР. Поскольку машины сейчас выпускаются отверточным методом, такое количество баллов говорит о том, что впредь локализация будет высока, ибо эти баллы начислены именно за подготовку производства будущих моделей. При этом в статистику постановок на учет по первому полугодию в российском исполнении попал только J7, а J8 продавали исключительно в импортном виде.
Судя по всему, часть указанных баллов для J7 и J8 получена за счет калужской площадки. Мы уже писали о баллах Chery Tiggo 4, Tiggo 4 Pro, Tiggo 7 Pro, Tiggo 8 Pro, а сегодня добавим сведения по еще одной модели, недавно вставшей на конвейер бывшего завода VW. Речь о Chery Tiggo 9. В акте экспертизы местного отделения Торгово-промышленной палаты она обозначена именно как Chery Tiggo 9 Pro Max.
Мы не даром подошли к калужской площадке «Арт-Финанса» через Шушары. Именно из Калуги в Шушары пойдут двигатели для J7: бывший моторный завод VW, где в прежние времена выпускали немецкий 1,6-литровый атмосферник для Поло, Рапида и Октавии, готов начать работу в самое ближайшее время. И речь идет далеко не об отверточной сборке двигателей, но и как минимум о механической обработке корпусных деталей.
Само собой, будут выпускать двигатели и для местных нужд — как под автомобили Chery, так и под Tenet. По нашим данным, уже номинированных поставщиков нацеливают на объем 300 000 двигателей в год. Речь идет конкретно о турбомоторах 1,5 и 1,6 литра, которые хорошо знакомы российским владельцам машин Чери и моделей родственных брендов. При этом, по данным наших конфидентов, общее число автомобилей Chery, Tenet и родственных брендов, которые должны быть произведены в России в 2026 году, составляет 400 000 единиц! Таков план, спущенный штаб-квартирой! Разница между количеством машин и моторов не должна смущать: судя по всему, некоторые модели, по крайней мере, на первых порах, будут недолокализованы. Предположим, что к таким может относиться Arrizo 8 (или модернизированная версия): ее вполне могут оставить на рынке под закон о такси, вступающий в действие с марта 2026-го.
Между тем некоторые дилеры с уверенностью сообщили нам, что в ближайшее время марку Chery начнут замещать Tenet и через несколько месяцев Chery планируют вообще вывести с российского рынка. Собственно, ОТТС на одну «замещенную» модель уже выпущен — ею как раз стал бывший Chery Tiggo 4.
Справедливости ради отметим, что не все опрошенные нами дилеры единодушны в части ухода марки Chery: некоторые об этом не слышали и сомневаются в таком развитии событий. Со своей стороны предположим, что и само представительство «Чери Автомобили Рус» может быть изрядно переформатировано, ибо дилерские контракты на поставку моделей Tenet заключаются уже не с ним, а с «Тенет Рус», которым руководит Бахтиёр Муроджонович Пулатов. При случае мы возьмем у него как можно более обширное интервью. Таким образом, АГК по договору поставки будет отгружать машины «Тенет Рус», и далее они станут распределяться по дилерам.
Для полноты картины добавим, что Бахтиёр Муроджонович владеет в «Тенет Рус» долей в 1%, а остальное принадлежит некой российской «Этиджей Рус». Этим юрлицом в полной мере владеет уже китайское «Уху Дефейту Аутомобайл Технолоджи» (Wuhu Defeitu Automobile Technology). Как ясно из названия, это неведомое «Дефейту» базируется примерно там же, где и штаб-квартира Chery. В общем, замаскировались.
Напоследок — про АВТОВАЗ. Так сказать, для контраста. По данным наших собеседников, топ-менеджмент предприятия ориентирует поставщиков на выпуск в 2026 году всего 350 000 машин, то есть меньше, чем Chery. При этом намечавшееся еще недавно стратегическое сотрудничество АВТОВАЗа с Great Wall/Haval — речь шла о самых масштабных проектах (контрактная сборка и даже совместное использование платформы) — было отвергнуто российской стороной. Это вызвало крайнее недоумение представителей Great Wall, ибо в текущем состоянии, когда изрядная часть производственных площадей в Тольятти простаивает (включая штамповку), отечественный автогигант должен с радостью хвататься за любое предложение. В общем, как написал триста лет тому назад Денис Валентинович Пушкин, умом Тольятти не понять, в Тольятти можно только верить…