На днях мне позвонила одна знакомая и предложила прокатиться до бывшего завода «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (ныне – просто «МБ Рус Мануфэкчуринг»), что в индустриальном парке «Есипово» близ деревни Ложки Московской области. «Неужели, – спрашиваю, – за забором стоят множество собранных Exeed?» «А вот и нет, – отвечает она, – не только». В общем, пришлось всё бросить и поехать. На месте действительно обнаружились не только «Эксиды» – смотрим на фото.
По длинной стороне сразу за забором напротив одного из цехов вереницей выстроились полноразмерные кроссоверы, которые по нашей базе постановок на учёт проходят как Lixiang L9, но правильнее их называть Li L9: Li Xiang – это миллиардер и основатель компании, которая сегодня называется Li Auto.
Li Auto начала массовый выпуск автомобилей в 2019 году и сейчас продаёт приличные даже для Китая объёмы. С января по апрель 2024 года Li Auto отгрузила дилерам Поднебесной более 106 тысяч машин. Обратите внимание, что автомобили, стоящие вдоль забора, не заперты. Посмотреть бы на них наклейку с VIN-номером…
Первая же попытка получить официальный комментарий по наличию Lixiang на территории предприятия окончилась неудачей: «Мы используем территорию завода как склад». Ну что ж, так поступать, конечно, никто не запрещает, только вот я насчитал всего 50-60 штук Li L9, а для поддержания потребностей дилеров этого совсем недостаточно. Я напомню, что по данным редакции Дрома, в первом квартале 2024 года на учёт встали 8049 автомобилей Lixiang – марка вошла в топ-10 брендов российского рынка. Из указанного объёма 1399 машин были выпущены в текущем году, остальные – в 2023 году, есть даже три образца 2022 года. Для сравнения: «Москвичи» за то же время разошлись тиражом менее, чем в пять тысяч, Омоды – в десять тысяч с хвостиком. В общем, «склад» из 50 машин – это ни о чём, это не склад.
Если предположить, что эти «Лисяны» собраны на подмосковном заводе, какой может быть идея бизнес-модели? Очень простой: напомним, что с 1 февраля 2024 года у импортёров пропала возможность завозить китайские «электрички» и гибриды по процедуре параллельного импорта. Что остаётся делать? Если гнать через частников по СБКТС и продавать как формально подержанные, то столько частников просто не напасёшься. С другой стороны, сумма, на которую увеличится стоимость собранной в РФ машины методом прикручивания гаек, в цене «Лисянов» будет невысока, поскольку модели Li Auto подаются как люксовые, то есть дорогие и с высокой маржой. При этом машинокомплекты-DKD, которые идут через границу как готовые машины, можно получать в любых количествах – китайцы будут только рады.
Напомним, что не только завод Mercedes-Benz в «Есипово», но и бывшее представительство «Мерседес-Бенц Рус» (ныне – «МБ Рус») сейчас принадлежат «Автодому», при этом «МБ Рус» успешно и не первый год торгует «Лисянами». В этом смысле, дело остаётся за малым – заключить контракт на поставку DKD-комплектов – автомобилей, которые были произведены в Китае, затем разобраны со снятием бамперов, подвесок, силового агрегата, упакованы в ящики и отправлены адресату. И после этого можно сколь угодно долго крутить на территории «склада» гайки. Затея точно выгорит, ибо судя по тому, с какой радостью наш покупатель накинулся на Li Auto, ему уже и «мерседесы» не нужны… В первом квартале дорогие россияне приобрели всего-навсего 1725 «мерседесов», из которых только 106 выпущены в 2024 году.
Впрочем сейчас на территории бывшего немецкого завода есть и «мерседесы» – они стоят в фирменных «маскхалатах» для транспортировки на автовозах. У нескольких машин на колёсах (при взгляде через «длинный» объектив) совершенно отчётливо видны не только эмблемы, но и фирменные надписи. К примеру, на правой фото – кроссоверы в исполнении AMG. Эти машины здесь точно на складе в ожидании отправки до дилера. Завозить «мерседесы» по параллельному импорту можно в любых количествах.
Короче говоря, посмотрел я на это дело и решил позвонить коллеге Цыганову – многолетнему автору Дрома и основателю «Автопотока». Он сказал, что, хотя и не слышал о готовящейся сборке в «Есипово» моделей конкретно марки Li Auto, но несколько конфидентов говорили ему, что ещё в прошлом году рассматривалась некая вторая марка наряду с Exeed. При этом, по моей информации, эта вторая марка была из тех, что в России не была никогда представлена официально, то есть Li Auto под это дело вполне подпадает.
Между тем, если держать в голове возможность использования оборудования, оставшегося от немцев, то других вариантов, кроме как поставки комплектов под сварку кузова с китайского завода Beijing-Benz (это совместное предприятие Daimler и BAIC в Пекине), просто нет. Вряд ли весь сварочно-окрасочный комплекс, на котором успели освоить E-class, GLE-class, GLS-class, а также GLC-class можно приспособить подо что-то другое: слишком больших инвестиций потребует технологическая переподготовка производства в части проектирования и изготовления новой оснастки, настройки электроники, которая управляет всеми техпроцессами и т.д.
Теперь – к Exeed. У этого бренда бизнес-схема со сборкой в Подмосковье не срастается, и чтобы это понять, вовсе не требовалось выпускать «предновогоднюю» партию всё тем же отвёрточным методом. Тут дело не только в утильсборе – китайцы (в том числе и на некоторые модели Chery) его компенсируют, предлагая прямую скидку. Дело в том, что отвёртка по контракту – это двойная потеря денег. Напомним, что ни «Автодом», ни сам завод не будут ни импортировать, ни продавать через свои структуры эти Эксиды: заказчиком сборки стало российское представительство Chery – «Чери Автомобили Рус».
Чтобы бухгалтерия сошлась, тот же Exeed TLX, собранный в России из DKD-комплектов нужно продавать не по 4,2–4,4 млн рублей, а по 5,5–6,0, только за эти деньги он никому не нужен, да и выгоды нет никакой – импортировать дешевле. Что касается локализации, необходимой для полной компенсации утильсбора, её на моделях Exeed в России не будет никогда – китайцы не дадут варить кузова на моделях своей люксовой марки. На Чери и Омоде – пожалуйста, на Эксидах – нет. По крайней мере, так мне говорят люди, знакомые с позицией штаб-квартиры Chery по этому вопросу.
Само собой, на территории «МБ Рус Мануфэкчуринг» я обнаружил множество Эксидов – в основном TLX. Одобрение типа транспортного средства выпуска российского предприятия на TLX (тип М51) действует с 3 мая, а на Exeed VX (тип М52) российского выпуска – с 7 мая 2024 года. Не исключено, что по итогам второго квартала отвёрточную партию Эксидов пустят в продажу – мы увидим это по имеющейся у нас статистике постановок на учёт.
Сейчас большинство собранных Эксидов стоят на заводской площадке с заклеенными надписями и шильдиками.
А вот на этой машине буквы не заклеили, правда мы всё равно бы её узнали – это Exeed RX и сертификата по ней пока нет. У неё на лобовом стекле в правом нижнем углу белым маркером написано: «Не трогать, досмотр». Неужели этот экземпляр собран, и его готовят для оформления ОТТС? Или сертификация по ней уже идёт?.. Скоро узнаем.
В завершении добавим, что в 2023 году бывший завод Mercedes-Benz вылетел в минус на 1,3 млрд рублей – это немного. Напомним, что бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге принёс в 2023 году 13,6 млрд убытков, а бывший завод Hyundai – 16,5 млрд. Однако такой маленький убыток вовсе не означает, что «Автодом» готов держать предприятие в простое ещё год или два, тем более, что и сам «Автодом» в прошлом году просел в финансовом плане. Если в 2020, 2021 и 2022 году он в среднем в год приносил владельцам по 2 млрд рублей, то в 2023 году прибыль упала до 50 миллионов. Не связано ли это с покупкой российского бизнеса Mercedes-Benz в апреле прошлого года?
Да, ну и самое главное. Обращаем внимание администрации завода, что в заборе имеется лаз, через который может совершенно свободно проникнуть на территорию взрослый человек. При немцах небось такого не было…
Для полноты картины напомним, что самым популярным «Лисяном» в России в первом квартале стал среднеразмерный L7 с результатом 4073 машин. За ним следует полноразмерный L9, который нашёл 3904 покупателей. L8 имел очень слабый сбыт – только 70 машин и две штуки осталось с 2022 года, когда ещё выпускали Li One.
Фото: Сергей Арбузов / drom.ru