Мы уже писали, что отечественный люксовый бренд всё никак не выйдет на сколько-нибудь стабильные объёмы выпуска, хотя о промышленной сборке и кроссовера Komendant, и тем более седана Senat на производственной площадке в Алабуге было объявлено давным-давно.
Проект, который обошёлся в десятки миллиардов рублей, сложенных из сумм государственных контрактов на проектирование и на дальнейшую модернизацию, ради которой испытания не прекращаются до сих пор, буксует и остается убыточным. Вполне может быть, что после начисления локализационных баллов на «Сенат» и «Комендант», которые Минпромторг оформил 29 декабря на образцы сборки Алабуги, продажи и пойдут в гору, ибо теперь эти машины можно будет официально приобретать бюджетным организациям через программу Госзакупок. Однако в четвёртом квартале 2023 года сбыт оставался штучным.
Напомним, что мы используем данные по продажам «Аурусов» от двух поставщиков. Первый поставщик не указывает нам юридическое лицо, а только тип покупателя, и у него обычно не учтены в статистике регистраций покупки силовых ведомств и тем более бронированные экземпляры, которые идут в Гараж особого назначения ФСО России. Между тем, в статистике за июнь у первого поставщика данных были отображены 22 Ауруса, купленные ФСО. Мы идентифицировали эти продажи по данным второго поставщика, который указывает нам юрлицо покупателя. Он него же мы узнали, что в мае ФСО купила ещё 19 машин, неучтённые первым поставщиком. Короче говоря, в конце месяца мы дадим раскладку по юрлицам, купившим «Аурусы» во втором полугодии 2023 года, а пока поговорим о данных от первого поставщика, который даёт полную картину как минимум по «гражданским» продажам «Аурусов».
Итак, суммарно по четырём кварталам 2023 года мы имеем следующую раскладку: первый квартал — 9 машин, второй — 36, третий — 9, четвёртый — 24. Итого по году имеем 78 образцов, вставших на учёт как минимум в «гражданские» гаражи, и частично — к силовикам. Кстати, на них работает исключительно ФГУП НАМИ, где выпуск машин с запуском сборки в Алабуге продолжился.
Начнём с Комендантов, для которых четвёртый квартал стал рекордным – реализовано целых семь машин, одна из которых — 2022 года выпуска производства НАМИ. Из машин 2023 года только она машина была «институтской», остальные — сборки Алабуги. Из этих семи «Комендантов» только один-единственный приобрёл частник. С «Сенатами» дело обстоит лучше: реализовано 65 штук, в том числе и часть тех, что пошли в ФСО. Всего в четвёртом квартале на учёт встали 16 седанов, среди которых четыре были выпущены в 2022 году и одна осталась ещё с 2021 года. Кстати, мы упомянули о спецверсиях, которые изготавливаются в НАМИ: речь идёт не о бронированных исполнениях седана или коменданта, но ещё и о об универсале Lafet, который используется на скорбных мероприятиях и который, кстати, почему-то не представлен на официальном сайте марки. Так вот, мало того, что «Лафет» в этом году был поставлен на учёт неким юрлицом в июне, так ещё один — в октябре. Обе машины датируются ещё 2021 годом. Интересно, одно юрлицо поставило в свой гараж эти специальные модификации, или разные?
Зададимся вопросом: а сколько конкурентов Коменданта было продано в четвёртом квартале? Вы удивитесь, но заграничные бренды: на модели Rolls-Royce с октября по декабрь 2023 года нашлось только 25 покупателей, на Bentley – 34. Впрочем, по люксовым машинам мы дадим отдельную заметку.
Теперь окинем картину по продажам Ауруса в целом. В 2023 году на учёт встали только 27 машин марки выпуска ООО «Аурус», который базируется в Алабуге. Совершенно очевидно, что завод, построенный под выпуск пяти тысяч автомобилей в год, с текущим объёмом выпуска остаётся главным генератором убытков для НАМИ – фактического владельца ООО «Аурус».
При этом у того же Авилона, который торгует Аурусами, машины имеются в наличии — Сенаты от 38,5 миллионов, Коменданты — на миллион дешевле. Всё это образцы 2023 года: завезут ли дилерам машины 2024 года или всё же в Минпромторге найдётся один здравомыслящий человек и законсервирует площадку в Алабуге?